Проверяемый текст
Яо Любовь Маркеловна. Экологическое сознание российского общества в период трансформации (Диссертация 2005)
[стр. 137]

На волне стихийных протестов против строительства атомных станций, особо опасных промышленных предприятий, экологические инициативные группы постепенно оформлялись в общественные движения, союзы, ассоциации, что ознаменовало наступление следующего этапа распространения экологического стиля мышления в России.
В 1992 году общее количество
экологических объединений составляло более 5001, а в 2005 году более 1000.
По сути, за десятилетие экологическое сознание российского общества прошло такой же путь развития, на которое в западных странах потребовалось тридцать лет.
К
началу 2000-х годов оно стало обладать институциональными характеристиками, то есть перешло с иррационально-чувственного уровня на уровень рационального мышления, поддающегося анализу, внешнему воздействию.
Произошло два важнейших поворотных момента: государство в лице властных органов
во-многом потеряло доверие граждан и перестало пользоваться их безоговорочной поддержкой, а второе граждане получили возможность оспаривать в суде решения, постановления и указы правительства, затрагивающие природную среду.
Стихийные акции протеста, характерные для радикальных молодежных организаций, уступили место судебным искам, которые, правда, не всегда были выиграны защитниками природы.
Но тем не менее, некоторые иски граждан и общественных организаций были удовлетворены.

Нельзя сказать, что российские граждане глубоко чтят правовые нормы при отстаивании своих прав.
По данным ВЦИОМ, изучавшим иерархию принципов принятия жизненно важных решений, самые распространенные в сегодняшней России жизненные принципы из числа учтенных собственные желания.
Им
отдали предпочтение 28% респондентов (ВЦИОМ, 20-23 апреля 2001 г., N=1600 человек от 18 лет и старше).
На втором месте идут нравственные нормы, чувство совести 25%; следующее место занимают
1 Сосунова И.А.
Методология и методика социально-экологических исследований.
М., 1999.-С.

128.
137
[стр. 191]

191 После Чернобыля экологическое сознание общества стало совершенно иным.
И за рубежом, и внутри страны люди отчетливо осознали, что экологические проблемы из локальных превратились в глобальные.
Лозунг «зеленых» движений 70-х годов «Думай глобально, действуй локально» оказался безнадежно устаревшим, поскольку экологические бедствия, как природные, так и техногенные, не имеют границ.
Многие страны откликнулись на Чернобыльскую трагедию, как когда-то на Спитакское землетрясение в Армении, несмотря на то, что причиной почти всех техногенных катастроф служит «человеческий» фактор, то есть неумение или нежелание людей прогнозировать и предотвращать экологические последствия аварий на промышленных предприятиях.
Чернобыль пошатнул незыблемую веру в могущество техники и науки, сумел повернуть общественное сознание от технократического к экологическому стилю мышления.
Процесс «экологизации» общественного сознания стал необратимым.
Экологическое сознание инициировало рост политического самосознания.
«Слово «экология» прочно обосновывалось в лексике современных российских политиков.
Экологией клянутся, за нее обещают бороться, из нее делают первую «ступень большой политической карьеры».1 Только на Украине действовало 35 зарегистрированных неправительственных организаций, оказывающих помощь пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, причем 23 из них международные.
Всего же в странах СНГ таких организаций было более 120, а в мире более 200.2 На волне стихийных протестов против строительства атомных станций, особо опасных промышленных предприятий, экологические инициативные группы постепенно оформлялись в общественные движения, союзы, ассоциации, что ознаменовало наступление следующего этапа распространения экологического стиля мышления в России.
В 1992 году общее количество
1 Сосумова И.
Цель экологизированная политика государства.
// «Реалист».
1997.
3 декабря С.
1.
См.: Яницкий О.Н.
Чернобыльская катастрофа: опыт реконструкции риск-рефлексии // Россия: риски и опасности «переходного общества».
М., 1998.
С.
47.


[стр.,192]

экологических объединений составляло более 500, а в 1995 году около 1 ООО.1 Тема экологической безопасности прочно вошла во все государственные программы, особенно после конференции «Рио 92».
Эта конференция была проведена «на правительственном уровне и уже поэтому знаменует собой важный этап в развитии общественного сознания».1 2 По сути, за десятилетие экологическое сознание российского общества прошло такой же путь развития, на которое в западных странах потребовалось тридцать лет.
К
концу 90-х годов оно стало обладать институциональными характеристиками, то есть перешло с иррационально-чувственного уровня на уровень рационального мышления, поддающегося анализу, внешнему воздействию.
Произошло два важнейших поворотных момента: государство в лице властных органов
потеряло доверие граждан и перестало пользоваться их безоговорочной поддержкой, а второе граждане получили возможность оспаривать в суде решения, постановления и указы правительства, затрагивающие природную среду.
Стихийные акции протеста, характерные для радикальных молодежных организаций, уступили место судебным искам, которые, правда, не всегда были выиграны защитниками природы.
Но тем не менее, некоторые иски граждан и общественных организаций были удовлетворены.

Так, например, Правительство РФ по предложению Минтопэнерго и Министерства природных ресурсов издало распоряжение №1131-р от 15 июля 1999 года, устанавливающее правила отведения в море точных вод и технологических продуктов, образующихся при бурении разведочных скважин на шельфе морей Дальнего Востока.
Своим распоряжением Правительство РФ ущемляло интересы малочисленных народов Севера, для которых продукты моря являются единственным источником жизни.
16 августа 1999 года институт «Экоюрис», представляя интересы более 30 неправительственных экологических организаций, подал жалобу в Верховный Суд о признании распоряжения №1131-р недействительным, и 1 Сосунова И.А.
Методология и методика социально-экологических исследований.
М., 1999.

~ С.
128.
2 Моисеев Н.Н.
Современный рационализм.
М., 1995.-С.
338.


[стр.,193]

193 28 сентября 1999 года Суд признал недействительным и не подлежащим применению данное распоряжение.
4 января 2000 года Правительство РФ было вынуждено издать новое распоряжение №6-р «В связи с решением Верховного Суда РФ от 28 сен тября 1999 года отменить распоряжение Правительства РФ от 15 июля 1999 года №1131-р».
Таким образом, участие в легитимных формах борьбы за здоровую окружающую среду способствует укреплению правового самосознания повседневной жизни людей, формированию привычки отстаивать свои права в государственных органах власти.
Нельзя сказать, что российские граждане глубоко чтят правовые нормы при отстаивании своих прав.
По данным ВЦИОМ, изучавшим иерархию принципов принятия жизненно важных решений, самые распространенные в сегодняшней России жизненные принципы из числа учтенных собственные желания.
Им
отдачи предпочтение 28% респондентов (ВЦИОМ, 20-23 апреля 2001 г., N=1600 человек от 18 лет и старше).
На втором месте идут нравственные нормы, чувство совести 25%; следующее место занимают
семейные традиции, пример или наставление родителей 13%; на четвертом месте требования закона 10%; затем обещания, данные другим людям 6%; личные привычки и теперешние нормы общественного поведения по 5%; народные традиции, обычаи 4%; на последнем месте религиозные убеждения 3%.* «Требования закона, считают авторы исследования А.
Голов и А.
Гражданкин, не поддерживаются в семье, не согласуются с данными обещаниями, мало отвечают нынешним общепринятым нормам поведения.
У закона в нашем обществе много конкурентов и мало союзников».1 2 Таким образом, экологическое право, которое бурно развивается в последнее десятилетие, только начинает входить в круг доминирующих факторов формирования высших разделов экологического сознания.
В России, считают современные молодые люди, невозможно жить, не нарушая законы.
Такого мнения придерживаются 56,6% респондентов, опрошенных в Республике 1 См.: Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
М., 2001.
№ 3.
С.
39.
2 Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
-М., 2001.
-№ З.-С.
41.

[Back]