Проверяемый текст
Яо Любовь Маркеловна. Экологическое сознание российского общества в период трансформации (Диссертация 2005)
[стр. 142]

правительством нет обратной связи; люди хотят больше знать о том, что происходит в природоохранной сфере, поэтому не случайны пожелания «больше информации и привлечения населения на защиту экологии», «побольше обращаться к простым людям, спрашивать их мнение и учитывать их проблемы, связанные с этим».
Наши исследования показали, что для того чтобы стать общественно значимыми, т.е.
чтобы быть объектами социального взаимодействия, выражать отношения между элементами социальной системы, ценности должны пройти процесс социализации, или, иными словами, процесс присвоения им социальных значений общественным сознанием.
Экологические ценности в России остаются на уровне индивидуально значимых, не получая поддержки в социальных институтах.
Экологическое сознание это своего рода соглашение между членами общества по поводу допустимого отношения к природе.
Пока общество не очень велико, достаточно устных соглашений (табу, запретов, традиций, обычаев), но когда общество становится большим и сложным,
необходимо, чтобы эти соглашения нашли отражение в институциональной форме.
Но чтобы ценности стали общественно значимыми, соглашение, ставшее законом, указом, постановлением правительства, должно выполняться всеми членами общества.
Только в этом случае ценности выполняют свои функции как связующее звено между внутренним осознанием важности соглашения и внешним соблюдением предписываемых соглашением правил.
В экологической сфере нарушение мотивационно-ценностного баланса может быть источником напряженности между различными социальными группами, управляющими и управляемыми подсистемами.
Общество должно обладать механизмами взаимного контроля, удерживающих систему в некоторых пределах.
Особенность современного состояния российского общества состоит в отсутствии механизма социального контроля за деятельностью государства со стороны граждан, т.е.
в отсутствии гражданского общества, с одной стороны, и в слабости государства,
142
[стр. 200]

утратила доверие населения, между населением и правительством нет обратной связи; люди хотят больше знать о том, что происходит в природоохранной сфере, поэтому нс случайны пожелания «больше информации и привлечения населения на защиту экологии», «побольше обращаться к простым людям, спрашивать их мнение и учитывать их проблемы, связанные с этим».
Реформа экономики наложила отпечаток на экологическое сознание люди видят возможность использования рыночных механизмов решения насущных экологических проблем: «Надо решить проблему с городскими прудами.
Может быть, даже отдать их молодым бизнесменам.
Пусть пустят ялики, водные велосипеды.
Но надо вложить в это деньги, потом они вернутся.
И, может быть, им за это уменьшат налог с прибыли на первые несколько лет».
Исследуя ментальность россиян в 1995 году, авторы задавали респондентам вопросы, насколько важны для них те или жизненные реалии и ценности.
Так, например, цель «сделать что-то для сохранения окружающей среды» получила следующее распределение ответов: 1) совсем не важна 5,4%; 2) скорее не важна, чем важна 2,5%; 3) не то, чтобы важно, и не то, чтобы нет 10,0%; 4) скорее важна, чем не важна 3,2%; 5) очень важна 45%; 6) затруднились ответить 4,9%; 7) нет ответа 0,2%.
Преимущественное отношение к сохранению окружающей среды в менталитете россиян положительное (в сумме 77% респондентов назвали эту цель важной для себя).
Почти столько же 68,7% респондентов назвали важной цель «обрести чувства гармонии с природой».1 Однако эта цель далеко 1 См.: Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России).
М., 1997.
С.
405, 442.


[стр.,201]

201 не на первом месте в иерархии жизненных целей россиян.
В целом россияне составили следующую иерархию, отвечая на вопрос, предложенный исследователями: «Из тех целей, которые для Вас очень важны, выберите и назовите одну цель жизни, самую главную для Вас в настоящее время» (ранжированный ряд): 1) обеспечить счастье моих детей 20%; 2) иметь хорошее здоровье 14,6%; 3) иметь хорошую семью 11,6%; 4) родить и воспитать сына/дочь 4,9%; 5) дать детям хорошее образование 3,8%; 6) прожить яркую, интересную жизнь 2,8%; 7) быть честным, порядочным человеком 2,7%; 8) иметь хорошую работу 2,6%; 9) делать добро для других людей /понять смысл жизни 2,3%; 10) иметь верных друзей 1,4%.
Цель «обрести чувство гармонии с природой находится во второй десятке жизненно важных целей (1% выборов), а цель «сделать что-то для сохранения окружающей среды» замыкает это список, набрав 0,2% выборов.1 Для того, чтобы стать общественно значимыми, т.е.
чтобы быть объектами социального взаимодействия, выражать отношения между элементами социальной системы, ценности должны пройти процесс социализации, или, иными словами, процесс присвоения им социальных значений общественным сознанием.
Экологические ценности в России остаются на уровне индивидуально значимых, не получая поддержки в социальных институтах.
Экологическое сознание это своего рода соглашение между членами общества по поводу допустимого отношения к природе.
Пока общество не очень велико, достаточно устных соглашений (табу, запретов, традиций, обычаев), но когда общество становится большим и сложным,
1 Ментальность россиян /Специфика сознания больших групп населения России.
М., 1997.
С.
414.


[стр.,202]

202 необходимо, чтобы эти соглашения нашли отражение в иституциональной форме.
Но чтобы ценности стали общественно значимыми, соглашение, ставшее законом, указом, постановлением правительства, должно выполняться всеми членами общества.
Только в этом случае ценности выполняют свои функции как связующее звено между внутренним осознанием важности соглашения и внешним соблюдением предписываемых соглашением правил.
В экологической сфере нарушение мотивационно-ценностного баланса может быть источником напряженности между различными социальными группами, управляющими и управляемыми подсистемами.
Общество должно обладать механизмами взаимного контроля, удерживающих систему в некоторых пределах.
Особенность современного состояния российского общества состоит в отсутствии механизма социального контроля за деятельностью государства со стороны граждан, т.е.
в отсутствии гражданского общества, с одной стороны, и в слабости государства,
утратившего тотальный контроль за деятельностью граждан и хозяйственных субъектов, с другой.
В этих условиях люди уходят в область индивидуально-семейных отношений, где они хоть что-то могут контролировать и в какой-то мере реализовывать себя.
Однако, экологическая сфера это в большей мере общественная, чем индивидуальная сфера, поскольку наибольшая угроза состоянию природной среды исходит от производственной сферы.
Управление производственной сферой является прерогативой государства, оно основано на целерациональной модели человеческого поведения, тогда как деятельность в экологической сфере на ценностно-ориентированной, базирующейся на чувственно-иррациональной составляющей экологического сознания.
Возникает целый ряд ограничений в модели целерационального поведения: вопервых, сами цели диктуются системой ценностей и идеалов человека, поскольку цель это нс состояние самого человека, а элемент его деятельности.
Цель не выводится из природы индивида, а привносится в его сознание извне, тогда как ценности присущи самому человеку в силу аксиологической природы

[Back]