Проверяемый текст
Яо Любовь Маркеловна. Экологическое сознание российского общества в период трансформации (Диссертация 2005)
[стр. 144]

Можно предлагать различные пути выхода из экологического кризиса: снижение потребностей, экопоселения с минимумом энергозатрат, безотходные технологии, предприятия с замкнутым циклом, альтернативные источники энергии, контроль за рождаемостью, концепцию устойчивого развития, провозглашенную на конференции в Рио-де-Жанейро.
Еще 1 апреля 1996 года был подписан указ Президента РФ №440 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию», однако не было ни публичного обсуждения этой концепции, ни реальной стратегии и тактики ее воплощения.
По мнению
Н.Н.
Моисеева, вокруг концепции устойчивого развития возникло много различных спекуляций, породивших многочисленные и опасные иллюзии, что современные экологические трудности можно преодолеть в результате относительно простых технологических достижений и организационных правительственных решений.
На самом деле, считает Н.Н.
Моисеев, «человечество стоит перед неизбежной цивилизационной перестройкой
перестройкой всех привычных нам культурных начал.
По-видимому, и менталитет человека, и многие характеристики его психической конституции уже не соответствуют новым условиям его жизни и должны быть изменены.
Точнее, преодолены
соответствующим воспитанием»1.
Особенность современной России -отсутствие значимых социокультурных ориентиров определила и отсутствие влиятельных экологических партий и движений, которые объединяли бы людей не только во имя сиюминутных целей (хотя решение постоянно возникающих экологических конфликтов весьма важно), но для качественного изменения стратегии выживания человечества.
«Мы действительно стоим на развилке цивилизационных путей.
Один это предельный животный эгоизм и индивидуализм, оперирование лишь сиюминутными категориями.
Другой возрождение древних традиций, призывающих жертвовать частью настоящего во имя будущего наших детей.
Выбор другого пути дает
1 Моисеев Н.Н.
«Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода» // План действий «Устойчивые Нидерланды».
М., 1995.
С.
7.

144
[стр. 203]

203 сознания.
Во-вторых, логика целерационального действия позволяет человеку ориентироваться лишь в той ситуации, которая ему хорошо известна, когда он отчетливо осознает свои цели и может рассчитывать средства достижения целей.
И если в индивидуально-семейной сфере человек хорошо представляет себе цели и средства их достижения, то в экологической сфере он не может сформулировать идеальное состояние окружающей среды, не имеет средств для достижения этого идеального состояния, а потому и не включают эти цели в число приоритетных.
Современное экологическое сознание, преодолев цель «покорить» природу, не обрело новой общезначимой цели, поскольку в России не выработана экологическая политики, нацеленная на сохранение природных ресурсов, природной среды обитания, не смоделировано идеальное состояние биосферы ни на ближайшее будущее, ни на отдаленную перспективу, нет точных знаний, как долго страна сможет выдержать существующие ныне темпы загрязнения.
Ученые предлагают различные пути выхода из экологического кризиса: снижение потребностей, экопоселения с минимумом энергозатрат, безотходные технологии, предприятия с замкнутым циклом, альтернативные источники энергии, контроль за рождаемостью, концепцию устойчивого развития, провозглашенную на конференции в Рио-де-Жанейро.
Еще 1 апреля 1996 года был подписан указ Президента РФ №440 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию», однако не было ни публичного обсуждения этой концепции, ни реальной стратегии и тактики ее воплощения.
По мнению
И.Н.
Моисеева, вокруг концепции устойчивого развития возникло много различных спекуляций, породивших многочисленные и опасные иллюзии, что современные экологические трудности можно преодолеть в результате относительно простых технологических достижений и организационных правительственных решений.
На самом деле, считает Н.Н.
Моисеев, «человечество стоит перед неизбежной цивилизационной перестройкой


[стр.,204]

204 перестройкой всех привычных нам начал.
По-видимому, и менталитет человека, и многие характеристики его психической конституции уже не соответствуют новым условиям его жизни и должны быть изменены.
Точнее, преодолены
соответствующем воспитанием».1 Особенность экологического сознания в современной России отсутствие значимых ориентиров определила и отсу тствие влиятельных экологических партий и движений, которые объединяли бы людей не только во имя сиюминутных целей (хотя решение постоянно возникающих экологических конфликтов весьма важно для формирования экологического сознания), но для качественного изменения стратегии выживания человечества.
«Мы действительно стоим на развилке цивилизационных путей.
Один это предельный животный эгоизм и индивидуализм, оперирование лишь сиюминутными категориями.
Другой возрождение древних традиций, призывающих жертвовать частью настоящего во имя будущего наших детей.
Выбор другого пути дает
человечества шанс использовать Разум, дарованный ему Природой.
Но использовать его можно лишь с общего согласия, реализовав потенциальную способность людей сформировать коллективную, общепланетарную стратегию.
Кроме того, выбор второго пути потребует новых знаний и выработки на их базе новых парадигм существования, коллективной воли для их реализации.
И самое главное потребует изменение шкалы ценностей».1 2 Такой путь развития требует очень высокого уровня развития экологического сознания у широких масс населения, пропорционального сочетания иррационально-чувственных и рациональных компонентов, базирующихся на экологической образованности и информированности граждан, которых в России крайне недостаточно.
«На первое место, писал Н.Н.
Моисеев, я бы поставил проблемы экологического образования.
Их 1 Моисеев Н.Н.
«Устойчивое развитие» или «стратегия переходного периода» // План действий «Устойчивые Нидерланды».
М., 1995.
С.
7.

2 Там же.-С 15.

[Back]