Проверяемый текст
Косов Геннадий Владимирович. Экологическая составляющая политического процесса (Диссертация 2005)
[стр. 25]

циализация экологических проблем и экологизация социальных и политических процессов, то, с нашей точки зрения, можно говорить о таком глобальном явлении как экологизация социально-политической сферы, требующей особого типа новой культуры.
Она должна учитывать, с одной стороны, экологические потребности и интересы, а с другой увеличение потребностей, связанных с эволюцией понятия "качества жизни".
Под экологическими потребностями мы понимаем объективно существующие потребности организма (личности, группы, общества) в чистой, здоровой и благоприятной окружающей природной среде, обеспечивающей биологический и социокультурный ритм жизни.
Фактически условием удовлетворения потребностей от низших до высших является наличие такого качества среды обитания.
Социальные условия
экологических потребностей зачастую прямопротивоположны тем, которые нужны для удовлетворения других материальных потребностей.
Объясняется это тем, что основным условием удовлетворения все возрастающих традиционных потребностей является увеличение национального дохода по принципу "чем больше, тем лучше", который, в свою очередь, опирается на рост материального производства, на наращивание объемов продукции.
Следствием попыток удовлетворения стремительно расширяющегося круга потребностей являются нежелательные и даже опасные изменения в природной среде, которые сказываются на социальном самочувствии огромных масс людей, сознающих, какую угрозу эти изменения несут их здоровью.
Это приводит к тому, что экологические проблемы
и на этом направлении последовательно превращаются в социально-культурный фактор.
Экологические интересы связаны, в первую очередь, с установлением властно-иерархических отношений в сфере природопользования и
использованием окружающей природной среды для получения неких социокультурных дивидендов.
Согласимся с Б.М.
Маклярским, что экологические интересы проявляются в "понимании различными общественными группами объективной природы экологических
25
[стр. 34]

нирования или изменения политической системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности общественных отношений.
Во втором случае о формировании и функционировании политической культуры общества (т.е.
паттернов, «образцов» поведения, ориентаций в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отношении самих себя.) и политического сознания (т.е.
комплекса идей, теоретических концепций, взглядов, представлений и мнений субъектов политических отношений1).
Под экологическими потребностями в диссертационном исследовании будут пониматься объективно существующие потребности организма (личности, группы, общества) в чистой, здоровой и благоприятной окружающей природной среде, обеспечивающей биологический ритм жизни.
Фактически условием удовлетворения потребностей от низших до высших является наличие такого качества среды обитания.
Социальные условия
удовлетворения экологических потребностей зачастую прямо противоположны тем, которые нужны для удовлетворения других материальных потребностей.
Объясняется это тем, что основным условием удовлетворения все возрастающих «традиционных» потребностей является увеличение национального дохода по принципу «чем больше, тем лучше», который, в свою очередь, опирается на рост материального производства, на наращивание объемов продукции.
Следствие попыток удовлетворения стремительно расширяющегося круга потребностей являются нежелательные и даже опасные изменения в природной среде, которые сказываются на социальном самочувствии огромных масс людей, сознающих, какую угрозу эти изменения несут их здоровью.
Это приводит к тому, что экологические проблемы
превращаются в политический фактор.
Экологические интересы связаны, в первую очередь, с установлением властно-иерархических отношений в сфере природопользования и
использова-5 5Вид социальных отношений, реализующихся как взаимодействия политических субъектов и объектов по поводу приобретения, распределения и осуществления власти.
34

[стр.,35]

нием окружающей природной среды для получения неких дивидендов.
Согласимся с Б.М.
Маклярским, что экологические интересы проявляются в «понимании различными общественными группами объективной природы экологических
потребностей и выработке соответствующих требований в соответствии с учетом собственных нужд»1.
Экологические интересы направлены на социальные институты, учреждения, стимулируют появление разнообразных новых норм, регулирующих взаимоотношения в системе «общество-природа».
В современном обществе экологические потребности и интересы населения наиболее полно и последовательно пытается репрезентировать движение «зеленых».
Стержневой позицией их идеологии является констатация несовместимости интересов защиты биосферы и современных ориентацией экономики на перманентный рост материального потребления.
Так в программе европейских «зеленых» говорится: «Любой тип экономики сейчас движим потреблением.
Расширяющая сферу своего влияния потребительская экономика буквально пожирает нашу планету, отдавая наибольшие финансовые преимущества людям, действующим по схеме ее цикла «потребление-производствопотребление»1.
Необходимо отметить, что «традиционные» материальные потребности (интересы), складывающиеся на протяжении всей истории развития человечества, в случае их столкновения с другими типами интересов и, прежде всего экологическими, могут служить базой для радикализации настроений в обществе.
Экологизация социокультурной, политической* экономической жизни общества требует определенных изменений в природе человека, его перехода к другой системе ценностей.
Столкновение диаметрально противоположных ценностных ориентиров делает неизбежным конфликт (социальный, политический) между обществом и государством, отдельными социальными группами друг с другом, отдельных социальных групп с государством.
1В поисках равновесия.
Экология в системе социальных и политических приоритетов.
М., 1992.
С.
39.
35

[стр.,51]

Третьим уровнем экологической составляющей политического процесса является оггянутость во времени, неотвратимость и необратимость последствий ухудшения человеческой среды12 на организм человека, что влечет за собой ухудшение качества жизни, снижение человеческого потенциала и является одной из основных причин подрыва национальной безопасности.
Учитывая то,, что, начиная с середины XX века, происходит политизация экологических проблем и экологизация политических процессов, можно говорить о таком глобальном явлении как экологизация политической сферы.
В основе последнего лежат, с одной стороны, экологические потребности и интересы, а с другой увеличение потребностей, связанных с эволюцией понятия «качество жизни».
В настоящее время политизация экологии может быть связана с его влиянием на целостность государства или вообще на его существование как политического.
Учитывая то, что до последнего времени в политической науке нет однозначного определения сущности государства , то в качестве рабочего определения диссертант будем использовать следующее: государство (в публичном смысле) универсально значимая власть, нацеленная на охранение, отстаивание, обеспечение, конституирование, регулирование интересов целого в противовес отдельному, фрагментарному.
Государству имманентно присуща тенденция к развитию и диверсификации.
В современном мире это появляется, в первую очередь, в экономической плоскости, принципом которого, по мнению В.
Хесле, является неограниченный материальный рост (рост богатства), основой которого является природа как ресурс3.
Но так как земная природа является ограниченной системой, то перед государством как социально-политическим феноменом встают несколько угроз.
Так первая из них связана с ресурсным кризисом (нехватка ре1 В социальной экологии под человеческой средой понимается «совокупность природных и социально-экологических условий, в которых живут люди и в которых они могут самореализовываться, т.е.
совокупность внешних факторов, обуславливающих или влияющих на жизнь человека» (Маркович Данило Ж.
Социальная экология.
М., 1997.
С.
20).
2 См.
например: Ильин В.В.
Политология, М., 1999 3Хесле В.
Философия и экология.
М., 1993.
51

[Back]