Проверяемый текст
Косов Геннадий Владимирович. Экологическая составляющая политического процесса (Диссертация 2005)
[стр. 73]

поглощены своими частными делами ...» 1.
В таких условиях народные массы как бы меньше интересуются
культурой и политикой, отдавая их на откуп небольшой группе ловких и честолюбивых людей, устанавливающих систему жесткого, недемократического правления.
Неплодородие же, напротив, ведет к установлению более демократических институтов, которые являются как бы некоей компенсацией за неблагополучные природные условия.
«Бесплодная почва Аттики породила там народное правление, а на плодородной почве Лакедемона возникло аристократическое правление...
Бесплодные земли делают людей изобретательными, воздержанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне ведь они должны сами добыть себе то, в чем им отказала природа.
Плодородие страны приносит им вместе с довольством изнеженность и некоторое нежелание рисковать жизнью ..»1 2.
В
середике XIX века Г.
Бокль, выступая против расовых концепций о различиях между народами мира, писал: «Климат, плодородные почвы и ландшафт местности оказали весьма значительное влияние на общую организацию общества, и благодаря им возникли многие из тех крупных и заметных различий между народами, которые часто приписывают коренному различию рас, на которые распадается человечество»3.
Но, заменив природные расовые различия природными же различиями в окружающей среде, он по существу обосновывает «естественность» и «неизменность» этих различий между развитыми и
«неразвитыми» странами и народами.
На этом основании Бокль, например, весьма активно поддерживал колониальную политику английского правительства.
Начиная с конца XIX века, географическая школа
под влиянием политизации социокультурных основ начинает трансформироваться из философско-социологической теории в политическую доктрину, 1Монтескье IIIО духе законов.
М., 1955.
С.
318.
2 Там же.
С.
412.
3
Виск1еН.Т.
Н1з1огу оГ СшНгайоп т Еп^апс!.
V.
1-2.
Ь., 1857 1861.
73
[стр. 89]

придавал климату, выдвинув идею о пагубном влиянии жаркого климата на народы Азии и Африки, которые под влиянием благоприятного климата стали ленивыми и апатичными.
Следующим фактором, влияющим на общественное устройство и нравы людей, по мнению Монтескье, является плодородие почвы.
«В стране с подходящей для земледелия почвой, естественно устанавливается дух зависимости.
Крестьяне, составляющие главную часть ее населения, менее ревнивы к своей воле, они слишком заняты работой, слишком поглощены своими частными делами ...»'.
В таких условиях народные массы как бы меньше интересуются
политикой, отдавая ее на откуп небольшой группе ловких и честолюбивых людей, устанавливающих систему жесткого, недемократического правления.
Неплодородие же, напротив, ведет к установлению более демократических институтов, которые являются как бы некоей компенсацией за неблагополучные природные условия.
«Бесплодная почва Аттики породила там народное правление, а на плодородной почве Лакедемона возникло аристократическое правление...
Бесплодные земли делают людей изобретательными, воздержанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне ведь они должны сами добыть себе то, в чем им отказала природа.
Плодородие страны приносит им вместе с довольством изнеженность и некоторое нежелание рисковать жизнью ..»12.
В
середине XIX века Г.
Бокль, выступая против расовых концепций о различиях между народами мира, писал: «Климат, плодородные почвы и ландшафт местности оказали весьма значительное влияние на общую организацию общества, и благодаря им возникли многие из тех крупных и заметных различий между народами, которые часто приписывают коренному различию рас, на которые распадается человечество»3.
Но, заменив природные расовые различия природными же различиями в окружающей среде, он по существу обосновывает «естественность» и «неизменность» этих различий между развитыми и
«не1Монтескье III.
О духе законов.
М., 1955.
С.
318.
2Там же.
С.
412.
3Buckle
Н.Т.
History of Civilization in England.
V.
1-2.
L., 1857 1861.
89

[стр.,90]

развитыми» странами и народами.
На этом основании Бокль, например, весьма активно поддерживал колониальную политику английского правительства.
Начиная с конца XIX века, географическая школа
начинает трансформироваться из философско-социологической теории в политическую доктрину, получившую название «геополитика»1.
Если до этого «представители географической школы концентрировали свое внимание главным образом на проблемах природной детерминированности внутренних сторон общественной жизни отдельных стран и народов, то для геополитики характерен, прежде всего, выход на внешнеполитическую тематику, рассмотрение с позиций географического детерминизма проблем международных и межнациональных отношений»2.
На рубеже XIX XX вв.
немецкие мыслители А.
фон Гумбольт и К.
Риттер отстаивали идею тесной взаимосвязи человека, государства с природой.
Гумбольт доказывал наличие взаимосвязи между природой и моралью человека, а Риттер утверждал, что «существование человека целиком связано с землей тысячами цепких корней, которые невозможно вырвать».
Взлет интереса к натуралистическому осмыслению социальных начал человека наблюдается в конце XIX века в рамках социальной антропологии и социологии.
Так Ф.
Боас выдвинул концепцию «поссибилизма», в которой природная среда рассматривалась как фундамент, на котором могут возникать и развиваться существенно различные в культурном отношении варианты этнических общностей3.
Основоположником американской экологической антропологии как науки4 считается Д.
Беннета.
Он доказывал, что это прикладное направление 1 Родоначальниками современной геополитики были английский гоограф и политический деятель X.
Маккиндер и немецкий социолог, основатель гак называемой «политической географии» Ф.
Ратцель.
2Философия мировой политики.
Актуальные проблемы.
М., 2000.
С.
63.
3 Boas F.
The Limitations of the Comparative Method of Anthropology // Science.
Vol.
4, № 103, 1896, December 18 .
P.
902.
4 Экологическая антропология (ecological anthropology) как раздел прикладной антропологии возникла в 60-е годы XX века в США (в российских научных исследованиях с 80-х годов XX века стали применять немного иное название этого направления этническая экология).
Диссертант разделяет точку зрения В.А.
Гишкова по поводу «новой» трактовки понятия «политическая антропология».
В настоящее время предметом политической антропологии .
90

[Back]