Проверяемый текст
Косов Геннадий Владимирович. Экологическая составляющая политического процесса (Диссертация 2005)
[стр. 74]

получившую название «геополитика»1.
Если до этого «представители географической школы концентрировали свое внимание главным образом на проблемах природной детерминированности внутренних сторон общественной жизни отдельных стран и народов, то для геополитики характерен, прежде всего, выход на внешнеполитическую тематику, рассмотрение с позиций географического детерминизма проблем международных и межнациональных отношений»* 2.
На рубеже XIX XX вв.
немецкие мыслители А.
фон Гумбольт и К.
Риттер отстаивали идею тесной взаимосвязи человека, государства с природой.
Гумбольт доказывал наличие взаимосвязи между природой и моралью человека, а Риттер утверждал, что «существование человека целиком связано с землей тысячами цепких корней, которые невозможно вырвать».
Взлет интереса к натуралистическому осмыслению социальных начал человека наблюдается в конце XIX века в рамках социальной антропологии и социологии.
Так Ф.
Боас выдвинул концепцию «поссибилизма», в которой природная среда рассматривалась как фундамент, на котором могут возникать и развиваться существенно различные в культурном отношении варианты этнических общностей3.
Основоположником американской экологической антропологии как науки4 считается Д.
Беннета.
Он доказывал, что это прикладное
Родоначальниками современной геополитики были английский географ и политический деятель X Маккинд ер и немецкий социолог, основатель так называемой «политической географии» Ф.
Рашель 2 Философия мировой политики.
Актуальные проблемы М., 2000.
С.
63.
3
Воаз Р.
ТЬе ЫппШюпз оГ 1Ье Сотрагайуе МеОюс! оГ АтЬгоро1о&у // 8с1епсе.
Уо1.4, № 103, 1896,Е)есетЬег18.
Р.902.
4 Экологическая антропология (есо1о^1са1 атЬгоро1о&у) как раздел прикладной антропологии возникла в 60-е годы XX века в США (в российских научных исследованиях с 80-х годов XX века стали применять немного иное название этого направленияэтническая и даже политическая экология).
В настоящее время ее предметом являются не столько изучение институтов управления и соответствующей практики у этнических сообществ, в особенности в примитивных обществах и в обществах с племештым строем, а изучение закономерностей функционирования и трансформации базовых институтов и порожденных ими социальных практик в незападных политических системах.
Можно говорить о политико-экологической антропологии, которая должна рассматривать экологические детерминанты социально-политических отношений в р данной отдельно взятой этнической
и культурной среды (или незападных обществах).
74
[стр. 90]

развитыми» странами и народами.
На этом основании Бокль, например, весьма активно поддерживал колониальную политику английского правительства.
Начиная с конца XIX века, географическая школа начинает трансформироваться из философско-социологической теории в политическую доктрину, получившую название «геополитика»1.
Если до этого «представители географической школы концентрировали свое внимание главным образом на проблемах природной детерминированности внутренних сторон общественной жизни отдельных стран и народов, то для геополитики характерен, прежде всего, выход на внешнеполитическую тематику, рассмотрение с позиций географического детерминизма проблем международных и межнациональных отношений»2.
На рубеже XIX XX вв.
немецкие мыслители А.
фон Гумбольт и К.
Риттер отстаивали идею тесной взаимосвязи человека, государства с природой.
Гумбольт доказывал наличие взаимосвязи между природой и моралью человека, а Риттер утверждал, что «существование человека целиком связано с землей тысячами цепких корней, которые невозможно вырвать».
Взлет интереса к натуралистическому осмыслению социальных начал человека наблюдается в конце XIX века в рамках социальной антропологии и социологии.
Так Ф.
Боас выдвинул концепцию «поссибилизма», в которой природная среда рассматривалась как фундамент, на котором могут возникать и развиваться существенно различные в культурном отношении варианты этнических общностей3.
Основоположником американской экологической антропологии как науки4 считается Д.
Беннета.
Он доказывал, что это прикладное
направление 1 Родоначальниками современной геополитики были английский гоограф и политический деятель X.
Маккиндер и немецкий социолог, основатель
гак называемой «политической географии» Ф.
Ратцель.
2Философия мировой политики.
Актуальные проблемы.
М., 2000.
С.
63.
3
Boas F.
The Limitations of the Comparative Method of Anthropology // Science.
Vol.
4, № 103, 1896, December 18 .
P.
902.
4 Экологическая антропология (ecological anthropology) как раздел прикладной антропологии возникла в 60-е годы XX века в США (в российских научных исследованиях с 80-х годов XX века стали применять немного иное название этого направления этническая экология).
Диссертант разделяет точку зрения В.А.
Гишкова по поводу «новой» трактовки понятия «политическая антропология».
В настоящее время предметом политической антропологии .
90

[стр.,91]

общей антропологии «изучает как и почему люди используют природу, как природа включена ими в жизнь общества, что они делают по отношению к себе, природе и обществу в ходе этого процесса, с особым вниманием к многомерности адаптивного поведения»1.
Адаптивное поведение является стратегическим (ключевым) поведением в то или иное историческое время, выражающееся в рациональной или целевой манипуляции окружающей средой (будь-то социальная, политическая, природная).
Бенетт в своих работах идет в русле неразрешенного ни в 18, ни в 19 веках дуализма, связанного с социальным и экологическим мышлением.
Первая часть мыслителей, в рамках данного дуализма, доказывает, что человечество определяется природой, а вторая доказывает, что с процессом развития человек становится независим от природы.
Своеобразным продолжателем линии Ф.
Боаса явился Дж.
Стюард, который первый рассматривай окружающую среду как причинный механизм.
Он предлагал анализировать социально-культурные сложности как логическую цепочку, состоящую из следующих шагов: определенное эколого-культурное ядро —уровни социально-культурной интеграции культурный тип, как продукт культурного ядра —мультилинейная эволюция2.
Не претендуя на первенство в вопросе природной детерминированности социальных явлений, он, тем не менее, первый среди антропологов создал теорию рассматривающую созидательный и определяющий эффекты организации производственной деятельности3, то есть, рассматривать в качестве предмета культурной экологии процессы, с являются не столько изучение институтов управления и соответствующей практики у этнических сообществ, в особенности в примитивных обществах н в обществах с племенным с гросм, а изучение закономерностей функционирования и трансформации базовых институтов и порожденных ими социальных практик в незападных политических системах.
Можно говорить о политико-экологической антропологии, которая должна рассматривать экологические детерминанты социально-политических отношений в рамках данной отдельно взятой этнической
среды (или незападных обществах).
1Цит.
по: Таксами Н.Ч.
Экологическая антропология США //Личность.
Культура.
Общество.
2000.
Т 2.
Вып.
№3 (4).
2Evolutions and Ecology / Ed.
by Jane C.
Steward and Robert F.
Murphy.
University of Illinois.
Urbana, 1977.
P.
22.
Стюард, отвергая возможность показа и изучения универсальноисторических связей, предложил выявлять только функциональные взаимосвязи между географической средой, развитием техники, формами социальной, политической организации и идеологией.
3Там же.
91

[Back]