они являются продуктами природных процессов, совершенно равнодушных к их судьбе, они смогут по-настоящему обратиться к решению экологических проблем. Не расширяя, а наоборот, полностью отвергая концепцию святого, они смогут сделать эти мрачные выводы»1. Другим фундаментальным основанием современных цивилизаций, по мнению ряда авторов2, является частная собственность. В одних цивилизациях она является основной компонентой цивилизации и определяет их сущность, а в других сущность определяется ее отсутствием. Так примерно до 7 в. до н.э. можно было говорить о единой человеческой Ойкумене, для которой были характерны следующие черты: господство общинных связей, наличие правителей-вождей (басилевсы и др.) и неразвитость частнособственнических отношений. Но во второй трети I тысячелетия до яз. с появлением античной Греции возникает |
настоящему обратиться к решению экологических проблем. Не расширяя, а наоборот, полностью отвергая концепцию святого, они смогут сделать эти мрачные выводы»*. Другим фундаментальным основанием современных цивилизации, по мнению ряда авторов12, является частная собственность. В одних цивилизациях она является основной компонентой цивилизации и определяет их сущность, а в других сущность определяется ее отсутствием. Так примерно до 7 в. до н.э, можно было говорить о единой человеческой Ойкумене для которой были характерны следующие черты: господство общинных связей, наличие правителей-вождей (басилевсы и др.) и неразвитость частнособственнических отношений. Но во второй трети I тысячелетия до н.э. с появлением античной Греции возникает дихотомия Восток-Запад, именно с этого момента вырисовывается человек протоевропейского типа, отличный по своим ментальным чертам от человека восточного типа. Для него было характерно стремление в будущее, желание адаптировать Природу под себя и расширить Ойкумену. Причинами данной социальной мутации явились развитые торговые связи и средиземноморское мореплавание, синтез «гомеровской основы» и финикийского эталона вкупе с природно-климатической спецификой Балканского региона3. Именно последний момент, по мнению российского ученого С.Г. ния социокультурных оснований Запада и Восгока // Сравнительное изучение цивилизаций. М , 1998. 1 Цит. по: This sacred earth: religion, nature, environment Ed. R. Gottlieb. London and New York: Routlcdge, 19%. P. 278. 2 Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). М., 1994; Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2001; Васильев В.С. История Востока: в 2-х т. Т. 1.-М ., 1993. 3 Например, специфика Балканского региона приводит к формированию особого духовного облика «балканского человека» (по терминологии В. Топорова). Во-первых, морс, его опасности, неожиданности, тайны, нс дающее гарантий выживания, приглашающее к испытанию и риску, к личному выбору и инициативе формирует деятельного, решительною человека, уверенного в себе и полагающегося только на себя. Море научило ценить реальные способности и возможности человека. Во-вторых, изрезаиность береговой линии, множество островов, которые находятся в пояс зрения и были ориентирами в освоении пространства, стимулируют жажду познания. В-третьих, природные и географические условия Балкан заставляют человека напрягать силы при добычи пищи. Но человек все же не был обречен на полуго104 |