коммунальная среда со временем приводит к расширению роли государства, выражающего общий коллективный интерес. Оно порождает специфическую централизованную систему управления и определяет общие правила пользования «коммунальной инфраструктурой для всех хозяйствующих субъектов» 1 2. На каждом историческом этапе эволюции данной системы появлялась соответствующая идеология, легитимизирующая подобный социальный порядок. В странах с некоммунальной материальнотехнологической средой постоянно возрастала роль частных собственников в общественной жизни, что находило отражение в генезисе соответствующих экономических, политических институтов и идеологических систем. Главным итогом архаической революции на территории древней Греции, протекавшей в определенном природно-географическим контексте, был «выход на передний план почти неизвестных или, по крайней мере, слаборазвитых в то время во всем остальном мире частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города-государства»3. Европейский путь развития это чередование структурных модификаций (античная, феодальная, капиталистическая), при которой частнособственническая активность была ведущей и структурообразующей. Это позволило Л. Бергеру заявить, что «капитализм это такая экономическая система, для которой характерно уважение естественного права собственности»4. Начиная с Античности, в мире возникли две принципиально разные социальные структуры европейская и неевропейская. Для второй, появившейся значительно раньше первой и представленной многими вариантами в разных 1Чеснов ЯВ. Лекции по исторической этологии. М, 1998; Лурье СВ. Историческая этнология. М, 1 КиряинаСГ. Указ. соч 2 Кирцииа СВ. Указ, соч С. 81. 3Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1. М, 1993. С. 17. 4 Бергер П. Указ, соч С.20 90 |
Современные этнологи, антропологи, социологи1 доказывают, что коммунальная среда со временем приводит к расширению роли государства, выражающего общий коллективный интерес. Оно порождает специфическую централизованную систему управления и определяет общие правила пользования «коммунальной инфраструктурой для всех хозяйствующих субъектов»2. На каждом историческом этапе эволюции данной системы появлялась соответствующая идеология, легитимизирующая подобный социальный порядок. В странах с некоммунальной материально-технологической средой постоянно возрастала роль частных собственников в общественной жизни, что находило отражение в генезисе соответствующих экономических, политических институтов и идеологических систем. Главным итогом архаической революции на территории древней Греции, протекавшей в определенном природно-географическим контексте, был «выход на передний план почти неизвестных или, по крайней мере, слаборазвитых в то время во всем остальном мире частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города-государства».3 Европейский путь развития это чередование структурных модификаций (античная, феодальная, капиталистическая) при которой частнособственническая активность была ведущей и структурообразующей. Это позволило П. Бергеру заявить, что «капитализм это такая экономическая система, для которой характерно уважение естественного права собственности»1. Начиная с Античности в мире возникли две принципиально разные социальные структуры европейская и неевропейская. Для второй, появившейся значительно раньше первой и представленной многими вариантами в разных 1Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998; Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997; Кирдина С.Г. Указ. соч. 2Кирдина С.В. Указ. соч. С. 81. 3 Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1. —М , 1993. С. 17. 106 |