Проверяемый текст
Косов Геннадий Владимирович. Экологическая составляющая политического процесса (Диссертация 2005)
[стр. 94]

природу, что само по себе будет являться свидетельством его торжества на земле.
На протяжении веков в сознании человека закреплялся некоторые принципы антропоцентризма.
Таковые, по мнению Л.
Милбреса: экономический рост как основное направление социальной политики; развитие науки и технологии с целью покорения природы
и накопления материальных благ; данная тенденция (развитие технологий и рост производства) влекут за собой увеличение риска физических и социальных потерь, что принимается обществом как должное; рынок спроса и предложения служит наилучшим механизмом регулирования экономических отношений; социально-экономическая система функционирует лучше всего, если она ориентирована на максимальное обогащение ныне живущих людей 1 .
Нынешнее поколение людей пожинает плоды такого типа общественного устройства.
Региональный и глобальный уровень экологического кризиса связан с индустриальной формой цивилизации, при которой возможна концентрация природных ресурсов, дивидендов от их обладания в руках небольшой, отчужденной от общества элиты.
Благодаря действиям этой группы людей, связанной с удовлетворением своих интересов, наблюдаются серьезное нарушение экологического баланса, накопление разрушительных диспропорций в природной среде.

Экологическая составляющая социального процесса в индустриальном обществе базируется на следующих его особенностях: 1.
Индустриальное общество основано на постулате выгоды, 2.
Основой индустриального общества является технократическая составляющая, которая связана с управлением на всех уровнях, господстве элиты как над личностью, так и над природой.
Диссертант согласен с Г.Маркузе, что современное индустриальное общество является
5См.: Халий И А С.
71-72.
94
[стр. 109]

средованно влияет на социальную напряженность, темпы и формы политической динамики.
Базисные основания современного экологического кризиса (и более того, кризиса социального, политического, духовного, экономического) связаны с самой сущностью западной цивилизации, в рамках которой Бог представляется как творящая, созидающая субстанция, создавшая мир по своему усмотрению, а человек богоподобный образ, который, подражая своему отцу, также должен вмешиваться и преобразовывать окружающий его мир.
Данный подход не только объясняет фундаментальную причину современного экологического кризиса, но и позволяет выявить закономерность экологических кризисов, периодически сотрясавших и сотрясающих европейскую историю.
Начиная с Нового времени, природа рассматривалась европейцами как нечто лишенное внутренней моральной ценности, смысла и лишь человек способен наделить ее значимостью; более того, складывается мнение о том, что природа может эксплуатироваться, поскольку па одинаковые воздействия она отвечает одинаковыми реакциями; Человек, будучи вершиной эволюции, вправе усовершенствовать природу, что само по себе будет являться свидетельством его торжества на земле.
На протяжении веков в сознании человека закреплялся некоторые принципы антропоцентризма.
Таковые, по мнению Л.
Милбреса; экономический рост как основное направление социальной политики; развитие науки и технологии с целью покорения природы
й накопления материальных благ; данная тенденция (развитие технологий и рост производства) влекут за собой увеличение риска физических и социальных потерь, что принимается обществом как должное; рынок спроса и предложения служит наилучшим механизмом регулирования экономических отношений; социально-экономическая система функционирует лучше всего, если она ориентирована тга максимальное обога109

[стр.,111]

Таким образом, отождествление увеличения производительности с хозяйственным развитием, позволило Колину Кларку сказать: «Очевидный экономический рост во многом может оказаться иллюзией из-за неспособности учитывать сокращение природных богатств»1.
Региональный и глобальный уровень экологического кризиса связан с индустриальной формой цивилизации, при которой возможна концентрация природных ресурсов, дивидендов от их обладания в руках небольшой, отчужденной от общества элиты.
Благодаря действиям этой группы людей, связанной с удовлетворением своих интересов, наблюдаются серьезное нарушение экологического баланса, накопление разрушительных диспропорций в природной среде.

Экологические основания политического процесса в индустриальном обществе были обоснованы следующими его особенностями: 1.
Индустриальное общество основано на постулате выгоды, 2.
Основой индустриального общества является технократическая составляющая, которая связана с управлением на всех уровнях, господстве элиты как над личностью, так и над природой.
Диссертант согласен с Г.Маркузе, что современное индустриальное общество является
не просто управляемым, а сверхуправляемым множеством «одномерных людей»2.
3.
Предыдущая особенность порождает ситуацию, когда люди, на которых воздействуют властные решения, не могут влиять на процесс их принятия.
Это касается даже вопросов, затрагивающих их жизненно важные интересы, вопросы, непосредственно влияющие на их здоровье, судьбу их детей и т.д.
Власть не заинтересована в минимизации издержек для большинства граждан.
Властвующая элита, имеющая доступ к эксплуатации природных ресурсов или право на разрешение их эксплуатации, осознавая наличие множества разных интересов у населения, для сохранения прибыли, своего статуса, использует информа1Цит.
по: Гор А.
Земля на чаше весов.
В поисках новой общей цели II Новая постиндустриальная волна на Западе.
Антология.
М, 1999.
С.566.
2 Маркузе Г.
Эрос и цивилизация.
Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества.
М., 2002.
II

[Back]