Проверяемый текст
Кнительшот, Оксана Викторовна; Система противодействия политическому экстремизму в современном российском обществе (Диссертация 2006)
[стр. 106]

106 редачей значений.
Эти значения были унитарны: в архаическом обществе, все же современные социальные институ ты
специализирован!,!.
Характерной чертой современного общества является то, что в нем есть лишь небольшой минимум значений, содержащийся в предполагаемом перечне функций общества.
Существует ли консенсус в современном обществе, выходящий за рамки этого минимума? Лукман считает, что большую опасность представляют как идеи бесклассового общества, так и идеи национального предназначения.

Если идея структурного плюрализма заложена в иерархию социальных ценностей, то такое общество представляется современным.
В целом же для него характерен кризис значений.
Центральным аспектом плюрализма в современном обществе является связанная ценность соревновательности групп и классов.
Таким образом, толерантность, идеологическая терпимость выступают главной официальной ценностью современного общества1.

Для современного общества центральное значение имеют два института: рыночная экономика и парламентская демократия.
Именно они поддерживают возможность выбора и отбора.
По Лукману, социальная реальность строится при помощи коммуникативного действия, социальной
иптеракции.
Плюрализм начинается там, где разные труппы смешиваются, где все сосуществуют.
Современный же плюрализм отличается тем, что границы разрушаются.
Центральной проблематикой Лукмана стала выработка отношения к неожиданным
проявлениям модерна современности в социально-политических процессах, происходящих в мире, преодоление растерянности перед лицом несрабатывания основополагающих ценностей и связанных с ними ожиданий, выработанных в рамках традиционной западной социальной науки, внедрение в общественное мнение мировыми средствами массовой информации, другими социальными институтами2.
1См.: Бергер Л., Лукман Т.
Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания.
М , 1995.
2Там же.
С.
87.
[стр. 24]

24 логических, политических и социально-политических процессов модернизации, реально наличествующих в современном мире [24].
Ярко выражена концепция глобализации современного мира И.
Валлерстайна.
Согласно Валлерстайну, общество стало терять свои национально-государственные очертания и превращаться в глобальную цивилизацию, мир как реальный новый объект.
И.
Валлерстайн подчеркивает, что расширяющаяся в современном мире глобализация это процесс не ровный, наполненный разного рода напряженностями.
Социологические теории модернизации должны помочь определить оптимальные пути развития общества в этих условиях [112].
М.
Веверка также рассматривает процессы глобализации, но при.
этом ставит вопрос о том, следует ли говорить перед лицом глобальных изменений в мире о кризисе или, скорее, о мутации? М.
Веверка выдвинул теорию продолжающейся мутации, которая является процессом, создавшим напряженности во всех классических элементах, определяющих современные общества.
Напряженности вызваны тем, что мутация происходит, флуктуируя между логикой кризиса, разложения и логикой воссоздания [113].
Среди современных социологических теорий модернизации особое место занимает теория конструирования социальной реальности П.
Бергера и Т.
Лукмана.
Предметом изучения Т.
Лукмана служат современные .плюралистические общества, характерной чертой которых является плюралистичность социальных институтов.
Институты, по Лукману, создают контроль за производством и передачей значений.
Эти значения были унитарны в архаическом обществе, все же современные социальные институты
специализированы.
Характерной чертой современного общества является то, что в нем есть лишь небольшой минимум значений, содержащийся в предполагаемом перечне функций общества.
Существует ли консенсус в современном обществе, выходящий за рамки этого минимума? Лукман считает, что большую опасность представляют как идеи бесклассового общества, так и идеи национального предназначе


[стр.,25]

25 ния.
Если идея структурного плюрализма заложена в иерархию социальных ценностей, то такое общество представляется современным.
В целом же для него характерен кризис значений.
Центральным аспектом плюрализма в современном обществе является связанная ценность соревновательности групп и классов.
Таким образом, толерантность, идеологическая терпимость выступают главной официальной ценностью современного общества.

В развитых современных странах система социальных ценностей не является монополией и даже принадлежностью каждого члена общества.
Индивид включен и подчинен системе значений того конкретного социума, к которому он непосредственно принадлежит.
Т.
Лукман рассматривал ранние признаки модернизации жизненные общины как общины значений, для которых особенно важна стабильность.
Ключевым сообществом в этом плане Лукман, вслед за М.
Вебером, называет семью.
Главная цель субкультур и идеологий отдельных общин, по Лукману, это поддержание, сохранение относительной стабильности.
И индивиды, и большие организации стоят перед необходимостью выбора ценностей из существующего набора.
Предлагаемая дихотомия следующая: преемственность или модернизация.
В свою очередь, модернизация -• это смена изменений, предначертанных судьбой, или же постоянный процесс серии выбора изменений.
Сегодня процесс модернизации фундаментально изменяется.
При этом в ней существуют как социальные, так и биографические опции.
Модернизм не только дает выбор, но и предоставляет возможность его сделать.
Для современного общества центральное значение имеют два института: рыночная экономика и парламентская демократия.
Именно они поддерживают возможность выбора и отбора.
По Лукману, социальная реальность строится при помощи коммуникативного действия, социальной
интеракции.
Плюрализм начинается там, где разные группы смешиваются, где все сосуществуют.
Современный же плюрализм отличается тем, что границы разрушаются.
Центральной проблематикой Лукмана стала выработка отношения к неожиданным


[стр.,26]

26 проявлениям модерна современности в социально-политических процессах, происходящих в мире, преодоление растерянности перед лицом несрабатывания основополагающих ценностей и связанных с ними ожиданий, выработанных в рамках традиционной западной социальной науки, внедрение в общественное мнение мировыми средствами массовой информации, другими социальными институтами.
Социологические идеи П.
Бергера в значительной степени обусловлены феноменологической социологией А.
Щгоца, символическим интеракционизмом Д.Г.
Мида, а также социологической традицией Э.
Дюркгейма и М.
Вебера.
Главные работы Бергера посвящены разработке теории модернизации и развития стран «третьего мира».
При этом Бергер осуждает модернизацию Китая времен «культурной революции» и Бразилии в 1960-1970 годах.
Обе эти модели модернизации, проведенные в рамках социалистической и капиталистической идеологии, он считал неприемлемыми вследствие колоссального числа жертв [114].
В 90-е годы XX века одним из самых модных интеллектуальных течений западного мира в самых разных областях жизни, в том числе и в социологии, становится постмодернизм.
Многие теоретики постмодернизма (Ж.
Бодрийар, Ж.
Лиотар, Д.
Харви) доказывают, что XX век отказался от целей Просвещения.
Люди уже больше не верят в неотвратимость прогресса, в способность науки решать все проблемы, в совершенство человечества или же в возможность рациональной организации общества.
Люди стали более пессимистичными относительно своего будущего и гораздо меньше склонны верить в то, что истина может быть найдена с помощью великих теорий и идеологий.
Сейчас существует гораздо больше разнообразных доктрин, согласно которым большинство людей не склонны признавать, что одна совокупность идей является абсолютно истинной, а все другие абсолютно ложными.
Они не видят простых рецептов для решения мировых проблем [113].
Французский теоретик Жан-Франсуа Лиотар утверждает, что постиндустриальное общество и пое гмодерновая культура начали развиваться в конце 50-х

[Back]