107 В 90-е годы XX века одним из самых модных интеллектуальных течений западного мира в самых разных областях жизни, в том числе и в социологии, становится постмодернизм. Многие теоретики постмодернизма (Ж. Бодрийар, Ж. Лиотар, Д. Харви) доказывают, что XX век отказался от целей Просвещения. Люди уже больше не верят в неотвратимость прогресса, в способность науки решать все проблемы, в совершенство человечества или же в возможность рациональной организации общества. Люди стали более пессимистичными относительно своего будущего и гораздо меньше склонны верить в то, что истина может быть найдена с помощью великих теорий и идеологий. Сейчас существует гораздо больше разнообразных доктрин, согласно которым большинство людей не склонны признавать, что одна совокупность идей является абсолютно истинной, а все другие абсолютно ложными. Они не видят простых рецептов для решения мировых проблем1. Многие из рассмотренных выше теорий современности являлись центральными для социологии с момента их зарождения в XX веке и останутся значимыми по мере того, как социальная жизнь будет развиваться в XXI веко. Другие же ого новые проблемы, отражающие изменяющуюся природу социальной жизни. Но все они показывают важное значение вклада, который путем социологического понимания может привести к более глубокому пониманию человеческого мира и того, как он меняется. Исходя из социологических теорий современности в понятии «современное общество» сочетаются: характеристики сложной организации крупных статусных сообществ; указание на качественно новый тип социальной системы; отнесение явления к исторической современности. В первом аспекте современное общество характеризует ряд широкомасштабных процессов, которые привели к трансформации мирового сообщества. В конце XX века широкое распространение получили идеи глобализации общественного развития, возрастающей целостности, неделимости мира, что рассматривается как тенденция 1ЗдравомысловА.Г. Национальные социологические школы в современном мире // Общественные науки исовременность, 2007. № 5, С. 75-86. |
26 проявлениям модерна современности в социально-политических процессах, происходящих в мире, преодоление растерянности перед лицом несрабатывания основополагающих ценностей и связанных с ними ожиданий, выработанных в рамках традиционной западной социальной науки, внедрение в общественное мнение мировыми средствами массовой информации, другими социальными институтами. Социологические идеи П. Бергера в значительной степени обусловлены феноменологической социологией А. Щгоца, символическим интеракционизмом Д.Г. Мида, а также социологической традицией Э. Дюркгейма и М. Вебера. Главные работы Бергера посвящены разработке теории модернизации и развития стран «третьего мира». При этом Бергер осуждает модернизацию Китая времен «культурной революции» и Бразилии в 1960-1970 годах. Обе эти модели модернизации, проведенные в рамках социалистической и капиталистической идеологии, он считал неприемлемыми вследствие колоссального числа жертв [114]. В 90-е годы XX века одним из самых модных интеллектуальных течений западного мира в самых разных областях жизни, в том числе и в социологии, становится постмодернизм. Многие теоретики постмодернизма (Ж. Бодрийар, Ж. Лиотар, Д. Харви) доказывают, что XX век отказался от целей Просвещения. Люди уже больше не верят в неотвратимость прогресса, в способность науки решать все проблемы, в совершенство человечества или же в возможность рациональной организации общества. Люди стали более пессимистичными относительно своего будущего и гораздо меньше склонны верить в то, что истина может быть найдена с помощью великих теорий и идеологий. Сейчас существует гораздо больше разнообразных доктрин, согласно которым большинство людей не склонны признавать, что одна совокупность идей является абсолютно истинной, а все другие абсолютно ложными. Они не видят простых рецептов для решения мировых проблем [113]. Французский теоретик Жан-Франсуа Лиотар утверждает, что постиндустриальное общество и пое гмодерновая культура начали развиваться в конце 50-х 29 цизм как реакцию на один из таких кризисов и датировал его появление 1973 годом [112]. Многие из рассмотренных выше теорий современности являлись центральными для социологии с момента их зарождения в XX веке и останутся значимыми по мере того, как социальная жизнь будет развиваться в XXI веке. Другие же это новые проблемы, отражающие изменяющуюся природу социальной жизни. Но все они показывают важное значение вклада, который путем социологического понимания может привести к более глубокому пониманию человеческого мира и того, как он меняется. Исходя из социологических теорий современности в понятии «современное общество» сочетаются: характеристики сложной организации крупных статусных сообществ; указание на качественно новый тип социальной системы; отнесение явления к исторической современности. В первом аспекте современное общество характеризует ряд широкомасштабных процессов, которые привели к трансформации мирового сообщества. В конце XX века широкое распространение получили идеи глобализации общественного развития, возрастающей целостности, неделимости мира, что рассматривается как тенденция к формированию так называемого планетарного мышления, универсальных правовых и нравственных норм и принципов мирового порядка планетарной цивилизации. В основе этой тенденции лежит нарастающая интенсивность связей: экономических, политических, культурных, коммуникационных. Эти связи объединяют общества современного мира, придают возникающей планетарной цивилизации системное качество. С одной стороны, увеличивается взаимозависимость различных стран и регионов: кризисные или дисфункциональные явления в одном секторе глобальной цивилизационной системы создают угрозу стабильности других регионов и секторов в экономики, экологии. С другой стороны, интенсивность глобальных взаимосвязей, способствует быстрому распространению по всей планете тех форм экономической, социальной и политической жизни, тех типов культуры, знаний и ценностей, которые воспри 89 влиятельных в настоящее время направлений в социологической науке. Концентрируя внимание на проблемах современности, представители этих теорий предлагают рассматривать в качестве основного методологического инструмента социального познания процесс «осовременивания» общества, содержанием которого является изменение общественных систем, необходимое для эффективного функционирования современного общества. Исходя из социологических теорий современности в понятии «современное общество» сочетаются: характеристики сложной организации крупных статусных сообществ; указание на качественно новый тип социальной системы. 2. В этом контексте российское общество, по совокупности статусных структурных и ролевых, межличностных отношений, по нашему мнению, можно назвать современным. Оно чрезвычайно сложно структурировано: полиэтнично, функционально дифференцировано, имеет разветвленную систему социального управления, множество развитых общественных институтов. Однако, в определенном смысле, современная социальная организация российского общества носит переходный характер. В этом плане современное нам российское общество является «обществом», но не «современным», поскольку оно по принципам совей организации и по сформировавшимся к концу тысячелетия тенденциям социальных изменений не может быть отнесено к социологической постсоврсменности. Сущность «переходного состояния» заключается в том, что относительно закрытая система становится все более открытой, а все связи и процессы в ней определяются областью критических значений. Прежние механизмы безопасности дестабилизированы, новые окончательно не сформированы экономика, политика и социальная структура нестабильны. Это создает определенные трудности для государственно-управленческой практики, сказывается на качестве жизни и социальном состоянии всех слоев населения. Таким образом, процесс модернизации сопровождается разбалансированностью внутренних связей системы, что выражается в многочисленных социальноэкономических противоречиях, политической нестабильности, межэтнической |