108 к формированию так называемого планетарного мышления, универсальных правовых и нравственных норм и принципов мирового порядка планетарной цивилизации. В основе этой тенденции лежит нарастающая интенсивность связей: экономических, политических, культурных, коммуникационных. Эти связи объединяют общества современного мира, придают возникающей планетарной цивилизации системное качество. С одной стороны, увеличивается взаимозависимость различных стран и регионов: кризисные или дисфункциональные явления в одном секторе глобальной цивилизационной системы создают угрозу стабильности других регионов и секторов в экономики, экологии. С другой стороны, интенсивность глобальных взаимосвязей, способствует быстрому распространению по всей планете тех форм экономической, социальной и политической жизни, тех типов культуры, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные для удовлетворения личных и общественных потребностей1. Во втором, качественном аспекте, современное общество отличается: 1) ролевым характером взаимодействия (ожидание и поведение людей определяется общественным статусом и социальными функциями индивидов); 2) развивающимся глубоким разделением труда (на профессиональноквалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); 3) формальной системой регулирования отношений (на основе права); 4) сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); 5) секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); 6) выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящих систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение)2. 1См.: Социальные технологии и современное общество. СПб., 2003. 2СмлДьюиД. Общество и его проблемы. М., 2001. |
29 цизм как реакцию на один из таких кризисов и датировал его появление 1973 годом [112]. Многие из рассмотренных выше теорий современности являлись центральными для социологии с момента их зарождения в XX веке и останутся значимыми по мере того, как социальная жизнь будет развиваться в XXI веке. Другие же это новые проблемы, отражающие изменяющуюся природу социальной жизни. Но все они показывают важное значение вклада, который путем социологического понимания может привести к более глубокому пониманию человеческого мира и того, как он меняется. Исходя из социологических теорий современности в понятии «современное общество» сочетаются: характеристики сложной организации крупных статусных сообществ; указание на качественно новый тип социальной системы; отнесение явления к исторической современности. В первом аспекте современное общество характеризует ряд широкомасштабных процессов, которые привели к трансформации мирового сообщества. В конце XX века широкое распространение получили идеи глобализации общественного развития, возрастающей целостности, неделимости мира, что рассматривается как тенденция к формированию так называемого планетарного мышления, универсальных правовых и нравственных норм и принципов мирового порядка планетарной цивилизации. В основе этой тенденции лежит нарастающая интенсивность связей: экономических, политических, культурных, коммуникационных. Эти связи объединяют общества современного мира, придают возникающей планетарной цивилизации системное качество. С одной стороны, увеличивается взаимозависимость различных стран и регионов: кризисные или дисфункциональные явления в одном секторе глобальной цивилизационной системы создают угрозу стабильности других регионов и секторов в экономики, экологии. С другой стороны, интенсивность глобальных взаимосвязей, способствует быстрому распространению по всей планете тех форм экономической, социальной и политической жизни, тех типов культуры, знаний и ценностей, которые воспри 30 нимаются как оптимальные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Во втором, качественном аспекте, современное общество отличается: 1) ролевым характером взаимодействия (ожидание и поведение .людей определяется общественным статусом и социальными функциями индивидов); 2) развивающимся глубоким разделением труда (на профессиональноквалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); 3) формальной системой регулирования отношений (на основе права); 4) сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); 5) секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); 6) выделением множества социальных институтов (самовоспроизподящих систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение) [24, 97, 113, 137, 185]. В этом контексте российское общество, по совокупности статусных, структурных и ролевых, межличностных отношений, по мнению Ю.Г. Волкова, В.И. Жукова, И.Д. Колесина, И.В. Мостовой, В.И. Чупрова можно назвать современным. Оно чрезвычайно сложно структурировано: полиэтично, функционально дифференцировано, имеет разветвленную систему социального управления, множество развитых общественных институтов. Однако, как отмечают Н.И. Лапин, Г.В. Осипов, В,А. Ядов, в определенном смысле, современная социальная организация российского общества носит переходный характер. В этом плане современное нам российское общество является «обществом», но не «современным», поскольку оно по принципам совей организации и по сформировавшимся к концу тысячелетия тенденциям социальных изменений не может быть отнесено к социологической постсовременности. Сущность «переходного состояния» заключается в том, что относительно закрытая система становится |