Проверяемый текст
Кнительшот, Оксана Викторовна; Система противодействия политическому экстремизму в современном российском обществе (Диссертация 2006)
[стр. 129]

129 муникативного общества» (И.
Луман), «конвергенции» (А.
Инкелс), «открытого общества» (А.
Этциони), «общества риска» (У.
Бек), «глобализации» (И.
Валлерстайн), «продолжающейся мутации» (М.

Веверка), «постмодернизма» (Ж.
Бодрийар).
В отечественной социологии сформировались и другие, отличающиеся теоретическим своеобразием концепции современного российского общества.
В своем большинстве они
являются аналитическими и продуктивными моделями изучения соответствующего типа общественного развития и стали для социологов аппаратным средством анализа современной российской ситуации.
Экскурс в историю социологии позволяет сделать вывод о том, что социологические теории современного общества одно из наиболее
влиятельных в настоящее время направлений в социологической науке.
Концентрируя
В1шмание на проблемах современности, представители этих теорий предлагают рассматривать в качестве основного методологического инструмента социального познания процесс «осовременивания» общества, содержанием которого является изменение общественных систем, необходимое для эффективного функционирования современного общества.
Исходя из социологических теорий современности в понятии «современное общество» сочетаются: характеристики сложной организации крупных статусных сообществ; указание на качественно новый тип социальной системы.

10.
В этом контексте российское общество, по совокупности статусных структурных и ролевых, межличностных отношений, по
нашему мнению, можно назвать современным.
Оно чрезвычайно сложно структурировано:
полиэтнично, функционально дифференцировано, имеет разветвленную систему социального управления, множество развитых общественных институтов.
Однако,
в определенном смысле, современная социальная организация российского общества носит переходный характер.
В этом плане современное нам российское общество является «обществом», но не «современным», поскольку оно по принципам совей организации и по сформировавшимся к концу тысячелетия тенденциям социальных изменений не может быть отнесено к социологической
[стр. 30]

30 нимаются как оптимальные для удовлетворения личных и общественных потребностей.
Во втором, качественном аспекте, современное общество отличается: 1) ролевым характером взаимодействия (ожидание и поведение .людей определяется общественным статусом и социальными функциями индивидов); 2) развивающимся глубоким разделением труда (на профессиональноквалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); 3) формальной системой регулирования отношений (на основе права); 4) сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); 5) секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); 6) выделением множества социальных институтов (самовоспроизподящих систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение) [24, 97, 113, 137, 185].
В этом контексте российское общество, по совокупности статусных, структурных и ролевых, межличностных отношений, по
мнению Ю.Г.
Волкова, В.И.
Жукова, И.Д.
Колесина, И.В.
Мостовой, В.И.
Чупрова можно назвать современным.
Оно чрезвычайно сложно структурировано:
полиэтично, функционально дифференцировано, имеет разветвленную систему социального управления, множество развитых общественных институтов.
Однако,
как отмечают Н.И.
Лапин, Г.В.
Осипов, В,А.
Ядов, в определенном смысле, современная социальная организация российского общества носит переходный характер.
В этом плане современное нам российское общество является «обществом», но не «современным», поскольку оно по принципам совей организации и по сформировавшимся к концу тысячелетия тенденциям социальных изменений не может быть отнесено к социологической
постсовременности.
Сущность «переходного состояния» заключается в том, что относительно закрытая система становится

[стр.,88]

«дух времени».
При этом роль СМИ постоянно растет из-за совершенствования информационных технологий, позволяющих успешно манипулировать массовым сознанием [24].
Такова в целом система противодействия политическому экстремизму в современном российском обществе, которая схематично, в своем структурнофункциональном аспекте, представлена в приложении I.
Однако изучение социальных явлений и процессов предполагает не только теоретический анализ существа проблемы, выявление не только ее качественных, но и количественных характеристик, необходимых для оценки состояния исследуемой системы и степени эффективности использования ее потенциала, выработки соответствующих практических рекомендаций, направленных на ее совершенствование и оптимизацию.
Выводы по главе 1.
В последней четверти XX века почти одновременно вошли в научны оборот и стали популярными концепции современного общества: «постиндустриального общества» (Д.
Белл), «модерного общества» (Ш.
Айзенштадт), «коммуникативного общества» (Н.
Луман), «конвергенции» (А.
Инкелс), «открытого общества» (А.
Этциони), «общества риска» (У.
Бек), «глобализации» (И.
Валлерстайн), «продолжающейся мутации» (М.

Вевсрка), «постмодернизма» (Ж.
Бодрийар).
В отечественной социологии сформировались и другие, отличающиеся теоретическим своеобразием концепции современного российского общества.
В своем большинстве они
базируются на так называемых западных стереотипах относительно существа советской организации, но тем не менее являются аналитическими и продуктивными моделями изучения соответствующего типа общественного развития.
К таковым следует отнести теории запаздывающей модернизации, которые начали создаваться еще в 60-е годы X X века и стали для социологов аппаратным средством анализа современной российской ситуации.
Экскурс в историю социологии позволяет сделать вывод о том, что социологические теории современного общества одно из наиболее


[стр.,89]

89 влиятельных в настоящее время направлений в социологической науке.
Концентрируя
внимание на проблемах современности, представители этих теорий предлагают рассматривать в качестве основного методологического инструмента социального познания процесс «осовременивания» общества, содержанием которого является изменение общественных систем, необходимое для эффективного функционирования современного общества.
Исходя из социологических теорий современности в понятии «современное общество» сочетаются: характеристики сложной организации крупных статусных сообществ; указание на качественно новый тип социальной системы.

2.
В этом контексте российское общество, по совокупности статусных структурных и ролевых, межличностных отношений, по нашему мнению, можно назвать современным.
Оно чрезвычайно сложно структурировано: полиэтнично, функционально дифференцировано, имеет разветвленную систему социального управления, множество развитых общественных институтов.
Однако, в определенном смысле, современная социальная организация российского общества носит переходный характер.
В этом плане современное нам российское общество является «обществом», но не «современным», поскольку оно по принципам совей организации и по сформировавшимся к концу тысячелетия тенденциям социальных изменений не может быть отнесено к социологической
постсоврсменности.
Сущность «переходного состояния» заключается в том, что относительно закрытая система становится все более открытой, а все связи и процессы в ней определяются областью критических значений.
Прежние механизмы безопасности дестабилизированы, новые окончательно не сформированы экономика, политика и социальная структура нестабильны.
Это создает определенные трудности для государственно-управленческой практики, сказывается на качестве жизни и социальном состоянии всех слоев населения.
Таким образом, процесс модернизации сопровождается разбалансированностью внутренних связей системы, что выражается в многочисленных социальноэкономических противоречиях, политической нестабильности, межэтнической

[Back]