Проверяемый текст
Незнамов, Владимир Васильевич; Социальный контроль в развитии местного самоуправления (Диссертация 2006)
[стр. 27]

27 Относительно связи между общиной и обществом был выдвинут ряд теорий.
В их основе лежат три гипотезы: эволюционного перерастания; интегративного слияния; параллельного сосуществования.
Большинство социологов считает, что община, усложняясь, развивается в общество, то есть примитивная социальная организация становится более
современной, а гомогенное строение сменяется иерархическим и комплементарным1.
Поскольку в современном мире сосуществуют и нередко приходят в тесное соприкосновение общества с разными типами организации, часть исследователей уделяет наибольшее внимание происходящим процессам вынужденного-приспособления (аккомодации) архаических оргструктур, подчинительного сближения механизмов управления этими сообществами.
Теоретики ассимиляции считают, что взаимодействие двух «разноуровневых» систем приводит к облагораживающей перестройке архаичной социальной организации по образу и подобию современной.
Третья группа социологов отмечает, что в современном метасообществе активно протекают процессы, противодействующие тенденциям глобализации мира: регионализация и возрождение первичных человеческих
солидарностей2.
Основа теории свободной общины представление о естественном и неотчуждаемом
праве общины заведовать своими делами, заимствованное из бельгийского права.
Эта теория подчеркивает, что исторически первична именно община, а не государство.
Из этой теории следуют следующие принципы организации
.муниципальной власти: 1 Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции (Интервью с А.
Бороноевым, А.
Кравченко, В.
Култыгиным, Г.
Татаровой, Ж.
Тощенко, В.
Ядовым) // Социологические исследования.
2003.

9.
С.
4—28.
2См.: Куптыгин В.П., КлементеьвД.С.
Глобализация социальных процессов в Европе: социологическое измерение.
М.,
2003.
[стр. 20]

20 тики и культуры.
Общим показателем социального развития выступает динамика жизненного стандарта, качества жизни, степень реализации жизненного потенциала1.
В современной отечественной социологии сформировались и другие, отличающиеся теоретическим своеобразием концепции (А.Б.
Вебер, Т.И.
Заславская, Д.С.
Клементьев, В.П.
Култыгин, Г.В.
Осипов, Ж.Т.
Тощенко, В.А.
Ядов), которые являются аналитическими и продуктивными моделями изучения соответствующего типа общественного развития2.
Завершая экскурс в историю социологии, следует отметить, что теория социального развития одно из наиболее влиятельных в настоящее время направлений в социологической науке.
В нынешнем виде теории социального развития скорее напоминают эклектический набор отдельных положений из классических теорий, чем цельную и оригинальную логическую конструкцию.
В самом понятии «развитие» переплетены чрезвычайно сложные наборы переменных, социологический анализ всего комплекса которых затрагивает проблемы экономической, политической и социокультурной природы.
В широком смысле развитие представляет собой всеобщий принцип объяснения истории природы и общества.
В традиционной трактовке (узком понимании) развитие это необратимое, направленное, закономерное изменение общества, его универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние социума.
Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая взаимосвязь: эволюционную, связанную с постепенным коли1Ярская В.Н.
Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент // Журнал исследований социальной политики.
Том I.
2003.
N° 1.
С.
11-26.
: Вебер А.Б.
Устойчивое развитие как социальная проблема ( глобальный контекст и российская ситуация).
М: Институт социологии РАН, 1999, 122 с.; Заславская Т.И.
О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социологические исследования.
-2002.
№ 8.
С.
3-16.; Култыгин В.П., Клементьев Д.С.
Глобализация социальных процессов в Европе: социологическое измерение.
М.:
МАКС ПРЕСС, 2003.
154 с.; Осипов Г.В.
Социальное мифотворчество и социальная практика.
М.: ИС РАН, 2000.
120 с.; Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции ( Интервью с А.
Бороносвым, А.
Кравченко, В.
Култыгиным, Г.
Татаровой,Ж.
Тощенко, В.
Ядовым ) // Социологические исследования.
2003.

№ 9.
—С.
4-28.


[стр.,25]

* 25 f* закон может создать общину.
Первенство общины проявляется в том, какое внимание в странах первой группы уделяют влиянию и контролю граждан за местным самоуправлением.
Теория государства и права подчеркивает, что самоуправление предполагает совпадение субъекта и объекта управления, другими словами участие граждан в решении всех касающихся их вопросов'.
Разнообразие практики местного самоуправления и сегодня определяют следующие теории, сформировавшиеся в основном в XIX веке: • теория свободной общины; • общественно-хозяйственная теория управления; • государственная теория.
Многие исследователи (М.
Вебер, Л.
фон Визе, Г.
Зиммель, К.
Маркс, А.
Фиркандт) отмечали различия между архаическим и современным обществом.
Научная типологизация исторически существующих общностей была проведена в 1887 году Ф.
Теннисом, который выделил две специфические формы социальной организации: общину традиционное сообщество, и общество современное сложноструктурированное сообщество12.
Относительно связи между общиной и обществом был выдвинут ряд теорий.
В их основе лежат три гипотезы: эволюционного перерастания; интегративного слияния; параллельного сосуществования.
Большинство социологов считает, что община, усложняясь, развивается в общество, то есть примитивная социальная организация становится более
со1Матузов Н.И., Малько А.В.
Теория государства и права: Учебник.
М.: Юристъ, 2004.
5! 1 с.; Соловьев А.В.
Три облика государства три стратегии гражданского общества // Полис.
1996.
-№ 6.
С.
29-38.
2Вебер М.
Избранные произведения: Пер.
с нем.
/ Сост., общ.
ред.
и послесл.
Ю.Н.
Давыдова; Предисл.
П.П.
Гайденко; Коммент.
А.Ф.
Филипова.
М.: Прогресс, 1990.
804 с.; Култыпш В.П.
Классическая социология.
М : Наука, 2000.
398 с.; Култыгин В.П., Кузнецов А.Г.
Общая социология.
М.: научная книга, 2004.
282 с.


[стр.,26]

временной, а гомогенное строение сменяется иерархическим и комплементарным.
Поскольку в современном мире сосуществуют и нередко приходят в тесное соприкосновение общества с разными типами организации, часть исследователей уделяет наибольшее внимание происходящим процессам вынужденного приспособления (аккомодации) архаических оргструктур, подчинительного сближения механизмов управления этими сообществами.
Теоретики ассимиляции считают, что взаимодействие двух «разноуровневых» систем приводит к облагораживающей перестройке архаичной социальной организации по образу и подобию современной.
Третья группа социологов отмечает, что в современном метасообществе активно протекают процессы, противодействующие тенденциям глобализации мира: регионализация и возрождение первичных человеческих
солидарностей1.
Основа теории свободной общины представление о естественном и неотчуждаемом
нраве общины заведовать своими делами, заимствованное из бельгийского права.
Эта теория подчеркивает, что исторически первична именно община, а не государство.
Из этой теории следуют следующие принципы организации
местного самоуправления: • органы местного самоуправления это органы общин (местных сообществ), а не государства; • избираемость органов местного самоуправления членами общины.
Подчеркивается, что собственные дела общин отличны по своей природе от дел государственных, что государственные органы не вправе вмешиваться в них, они должны лишь следить за тем, чтобы община не выходила из пределов своей компетенции.
Как и в случае с правами человека, роль государства со1Волков Ю.Г., Мостовая И.В.
Социология.
М.: Гардарика, 1998.
426 с.; Современная западная социология: Словарь.
М.: Политиздат, 1990.
432 с.; Современная западная социология: Словарь.
М.: Политиздат, 1990.
432 с.; Современные зарубежные теории социального изменения и развития: Научно-аналит.
обзор.
М.: ИНИОН, 1993.
55 с.

[Back]