Проверяемый текст
Незнамов, Владимир Васильевич; Социальный контроль в развитии местного самоуправления (Диссертация 2006)
[стр. 51]

51 следних, по Тарду, заключается в том» что это, во-первых, важный агент интеграции и социального контроля, который расширяет лояльность людей, поднимает их от уровня узких общин и корпоративных группировок до национальных и даже международных сообществ; и, во-вторых, СМИ являются социализирующей силой.
Согласно Тарду, ключевая роль в политической социализации личности принадлежит социальному контролю, который выполняет специализированные функции в обществе по развитию общесоциальных норм, которые, в свою очередь, и создают базу власти.
Значение работ Г.

'Гарда в социологии общепризнанно.
Наибольшее развитие положения его теории получили в Чикагской социологической школе.
Такие исследователи как Э.
Берджесс, Г.
Блумер, Дж.
Винсент, Л.
Вирт, Ф.
Гиддингс, Ч.
Кули, У.
Огборн, Р.
Парк, Э.
Росс, У.
Самнер, А.
Смолл, У.
Томас, Л.
Уорд, Ч.
Хендерсон, И.
Эллвуд, разрабатывая широкий спектр областей социологического знания, неизменно подчеркивали фундаментальное значение концепции социального контроля Г.
Тарда.
Так, А.
Смолл, формируя теорию социального конфликта, полагал, что конфликты могут быть урегулированы, а анархии можно избежать, если они протекают
иод авторитетным контролем государства, выносящего третейские решения относительно групповых антагонизмов1.
Дж.

Винсег1т, А.
Смолл, У.
Томас, Ч.
Хендерсон утвердили либерализм
в качестве основной социально-философской доктрины социологической школы.
Либерализм понимается ими как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индивида, а также на вере в возможность социального процесса и улучшения качества жизни с помощью изменений, инноваций и контроля в социальной организации общества2.
Р.
Парк понимает социальный контроль как средство, обеспечивающее определенное соотношение между социальными силами и человеческой природой3.

1Куптыггш В.П.
Классическая социология.
М., 2000.
С.
201.
2’Гамже.
С.
203.
3Социологическая энциклопедия.
М., 2003.
С.
31S.
[стр. 7]

ным предназначением контроля в обществе и государстве является достижение более рациональной основы для социальной жизни.
Власть как господство, управление и социальный контроль является естественной темой со времен основоположников социологической мысли.
О.
Конт полагал в основу социального прогресса порядок и контроль, которые образуют основу всей социальной организации, пронизывают все стороны общественной жизни, являются средством социально-политического преобразования существующего общества в справедливое социальное устройство.
Г.
Спенсер рассматривал эволюцию как закономерный процесс развития общества от традиционного к современному, осуществляемый посредством институциализированных воздействий и социального контроля.
Э.
Дюркгейм рассматривал контроль в контексте двух типов социальной солидарности: механической и органической.
Теория власти М.
Вебера тесно связана с категориями социального действия и контроля.
Понятие «социальный контроль» впервые употребил Г.
Тард..
Согласно Тарду, ключевая роль в политической социализации личности принадлежит социальному контролю, который выполняет специализированные функции в обществе по развитию общесоциальных норм, которые, в свою очередь, и создают базу власти.
Значение работ Г.

Тарда в социологии общепризнанно.
Наибольшее развитие положения его теории получили в Чикагской социологической школе.
Такие исследователи как Э.
Берджесс, Г.
Блумер, Дж.
Винсент, Л.
Вирт, Ф.
Гиддингс, Ч.
Кули, У.
Огборн, Р.
Парк, Э.
Росс, У.
Самнер, А.
Смолл, У.
Томас, Л.
Уорд, Ч.
Хендерсон, И.
Эллвуд, разрабатывая широкий спектр областей социологического знания, неизменно подчеркивали фундаментальное значение концепции социального контроля Г.
Тарда.
Так, А.
Смолл, формируя теорию социального конфликта, полагал, что конфликты могут быть урегулированы, а анархии можно избежать, если они протекают
под авторитетным контролем государства, выносящего третейские решения относительно групповых антагонизмов.
Дж.

Винсент, А.
Смолл, У.
Томас, Ч.
Хендерсон утвердили либерализм


[стр.,8]

в качестве основной социально-философской доктрины социологической школы.
Либерализм понимается ими как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индивида, а также на вере в возможность социального процесса и улучшения качества жизни с помощью изменений, инноваций и контроля в социальной организации общества.
Р.
Парк понимает социальный контроль как средство, обеспечивающее определенное соотношение между социальными силами и человеческой природой.

Э.
Берджесс рассматривал социальный контроль в контексте социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины.
У.
Огборн выводит социальный контроль на местный и общенациональный уровень в теории социальных изменений, В урбанистической концепции Л.
Вирт доказывает, что городской образ жизни характерен ослаблением неформального контроля, становящегося фрагментарным и поверхностным, в нем уменьшается социальная роль семьи и соседской общины, преобладают вторичные формально-ролевые отношения, нарастает его социокультурное разнообразие, уменьшается роль традиций и ослабляется социальная солидарность, усиливается анонимность общества.
Согласно Э.
Россу, социальный контроль целенаправленное влияние общества на поведение индивида в целях обеспечения эффективного социального порядка.
Развернутую теорию социального контроля создал Р.А.
Лапьер, рассматривающий данный феномен как средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидом культуры и передачу ее от поколения к поколению.
В ранней российской социологии М.М Ковалевский, П.Л.
Сорокин, Л.И.
Петражцкий также признают инициирующее влияние работ Г.
Тарда на многие ключевые положения их концепций и выводов.
Так, Л.И.
Петражицкий рассматривал социальный контроль как действующую систему общественных норм и предписаний.
Согласно концепции М.М.
Ковалевского сущность исторического прогресса заключается в смене различных механизмов социального контроля, увеличение поля действия последнего, доминирующего.
Анализ механизмов социального контроля занимал центральное место в социологической

[Back]