Проверяемый текст
Незнамов, Владимир Васильевич; Социальный контроль в развитии местного самоуправления (Диссертация 2006)
[стр. 53]

53 императивы.
Нравственные эмоции, связанные с представлением нс только о нашей обязанности, но и о закреплении се за другой стороной, относятся к области права.
Если же нормы контролируют индивида в одностороннем порядке, тогда это явление нравственности.
Этот комплекс мер социального контроля Петражикий называет «интуитивным правом».
В противоположность ему «позитивное право» это нормы, господствующие в данном обществе в настоящее время, а та их часть, которая признается государством, является «официальным правом».
Ои отклонял традиционное деление права на частное и публичное, исходя из сложного характера современной общественной жизни, которая совмещает децеитрализационные и социалистические характеристики, влияющие в свою очередь на мотивацию человека.
В рамках социального контроля различается социально-служебное право, или право централизации, связанное с представлениями общественного служения, и право децентрализации, свободное от идеи социального служения.
Петражицкий четко различал официальное или позитивное, право как действующую систему общественных норм и подлинное право как свойство и продукт психологии личности.
Согласно концепции М.М.
Ковалевского, сущность исторического прогресса заключается в смене различных механизмов социального контроля, увеличении поля действия последнего, доминирующего1.
Ковалевский доказывает, что запретительные меры и
устранение не являются признаками трезвой и долговременной политики в области социального контроля, они рассчитаны на экстремальные ситуации и при нормальном ходже общественной жизни крайне нежелательны.
В интересах как общества, так и
государства уменьшить социальную напряженность, вернувшись к нормальному' ходу политической жизни.
Изучая социально-политические процессы, Ковалевский опирается на сравнительно-исторический метод,
позволяютций выделить на общие черты, так и различия в динамике образований социального контроля, определить закономерСм.: Ковачевашй М.М.
Социология.
СПб., 1910,
[стр. 32]

32 подчинение и увеличению осознанной свободы самостоятельности.
Н.М.
Коркунов считал, что государство должно преобладать над обществом1.
Л.И.
Петражицкий исходил из сложного характера современной общественной жизни, совмещающей децентрализационные и социологизирующие характеристики, которые влияют, в свою очередь, на мотивацию человека, различают социально-служебное право или право централизации, связанбое с представлениями общественного служения и право децентрализации, свободное от идеи социального служения.
Чтобы общество двигалось вперед, нужен не только двигатель, но и стабилизатор, удерживающий общественное движение в заданном направлении.
Развитие это процесс накопления положительных результатов социального движения: расширения областей как индивидуальной, внутренней свободы, так и внешней, соответствующей уровню развития экономики, господствующему политическому режиму2.
Существенный интерес представляют социально-политические концепции М.М.
Ковалевского.
В области политического анализа он разрабатывал, в частности, проблемы функционирования законосовещательных и законодательных (контрольных) учреждений, освещал историю монархических, аристократических и демократических доктрин, сопоставлял политические учреждения в традиционных обществах с современными ему политическими институтами.
Основываясь на теории прогресса, Ковалевский выводил необходимость движения социальных изменений в направлении все большей либерализации раскрепощения индивида и высвобождения его творческой энергии на благо ближних.
Либерализм как движение по реформированию общественной жизни с целью раскрепощения личности и освобождения общества включал в свою политическую программу установления конституционных гарантий против аб1Кукушкина Е.и.
Русская социология XIX начала XX века.
М.: Изд-во МГУ, 1993.
183 с.; Култыгин В.П., Кузнецов А.Г.
Общая социология.
М.: Научная книга, 2004.-282 с.
1Новикова С.С.
Институционализация академической социологии в России на рубеже XIX-XX вв.
М.: Союз, 2000.
288 с.; Российская социологическая энциклопедия / Под.
ред.
Г.В, Осипова.
М.: Норма-ИНФРА; М.: Наука, 1999.
586 с.


[стр.,33]

солютизма, привлечение народных масс к участию в управлении государством, отмену сословных привилегий, децентрализацию власти и расширение прав местного самоуправления, сведение роли государства к минимуму.
По мнению Ковалевского форма правления государством не может быть результатом свободного выбора какого-либо органа или вождя это форма должна соответствовать исторически сложившимся верованиям и пожеланиям народных масс.
Так, для России, считал он, наиболее приемлема парламентская монархия с двухпалатным парламентом.
Значительное место во всей системе управления должно уделяться местному самоуправлению —именно поэтому, в частности, верхняя палата парламента должна состоять из представительств земств и городов.
Ковалевский выступал не за разделение властей, а за обособление власти в качества инструмента ограждения личной свободы от возможного произвола.
В истории лишь те общества, где существует высокий уровень самоуправления, дают примеры наилучшего соблюдения и уважения законов.
Упрекая верховную власть за излишнюю недоверчивость к созидательным силам собственного народа, Ковалевский доказывает, что запретительные меры и устрашение нс являются признаками трезвой и долговременной политики, они рассчитаны на экстремальные ситуации и при нормальном ходе общественной жизни крайне нежелательны.
В интересах как общества, так и
правительства уменьшить социальную напряженность, вернувшись к нормальном уходу политической жизни.
Изучая социально-политические процессы, Ковалевский опирается на сравнительно-исторический метод,‘позволяющий
выделить как общие черты, так и различия в динамике государственных образований, определить закономерности их развития.
Магистральным путем развития цивилизованных обществ являются процессы демократизации политических учреждений, он приходит к выводу о том, что основной задачей народного представительства является обеспечение для всех систем государственного управления наиболее оптимальных условий функционирования, прежде всего посредством

[Back]