Проверяемый текст
Сенюкова, Оксана Васильевна. Обучение иностранных студентов глаголам бытия и обладания на этапе довузовской подготовки : коммуникативно-когнитивный аспект (Диссертация 2009)
[стр. 35]

197-198].
Когнитивная деятельность разворачивается в определенном культурно-национальном контексте, отраженном в языковой системе.
Отсюда
следующий, второй, важный теоретико-методологический вывод: язык как 44? когнитивный инструмент является системой знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании языковой информации.
Это с одной,
внутренней, стороны языка.
С другой —язык как независимый от человека объект подлежит усвоению, т.е.
его функция репрезентирования генетически и функционально тесно связана с функцией коммуникативной деятельности (В.З.
Демьянков).

Данный подход представляется нам достаточно убедительным и продуктивным по отношению к обучению иноязычному речевому общению студентов-филологов, поскольку позволяет рассматривать речемыслительную деятельность индивида как сложный и важный когнитивный процесс.
Когнитивная обработка языковой информации, поступающей к человеку во время иноязычной речевой деятельности,
как было отмечено выше, осуществляется как во время восприятия и понимания, так и во время порождения речи.
Следовательно, при организации процесса овладения языковыми реалиями следует учитывать не только те ментальные репрезентации, которые возникают по ходу обработки или извлекаются из долговременной памяти
человека, но и те процедуры или операции, которые им при этом используются (А.
Вежбицкая, Ж.
Пиаже, Н.
Хомский и др.).
Язык, следовательно, необходимо рассматривать как когнитивный процесс получения и переработки информации, заключенной в любом речевом произведении.
Интерес к изучению когнитивных структур (концептов) в языке объясняется тем, что язык — это основное средство выражения мысли, передачи знаний, центр всей коммуникативно-когнитивной .деятельности, поскольку именно язык устанавливает корреляцию между предметом, явлением, ситуацией, их познанием (осмыслением, отношением к ним) и выбранным для их называния языковым знаком.
Языковые средства «служат * 35
[стр. 21]

Одновременно в когнитивной психолингвистике приобретает актуальность исследование проблемы когнитивной деятельности, которую рассматривают как своеобразный когнитивный процесс установления когнитивной значимости языкового выражения, его информативности [ВйЫег, 1983: 4865].
При этом ряд ученых подчеркивает, что когнитивная деятельность является составной частью сознания, компонентами которого также являются: а) компетенция способность генерировать акты сознания при помощи языка и б) конкретное знание как результат когнитивной деятельности [Сагоп, 1983: 17-18; Мопп, 1986: И; Ру Ьу 8йуп, 1984: 197-198].
Когнитивная деятельность разворачивается в определенном культурно-национальном контексте, отраженном в языковой системе.
Отсюда
важный теоретикометодологический вывод: язык как когнитивный инструмент является системой знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании языковой информации.
Это с одной
стороны, внутренней стороны языка.
С друг ой язык как независимый от человека объект подлежит усвоению, т.е.
его функция репрезентирования генетически и функционально тесно связана с функцией коммуникативной деятельности (В.З.
Демьянков).

Следовательно, коммуникативно-когнитивное обучение иноязычной РД позволяет: 1) определить языковую форму как отображение когнитивных структур, поскольку между когнитивными структурами и структурами языка существуют вполне определенные корреляции (А.В.
Бондарко, Е.С.
Кубрякова и др.); 2) рассмотреть язык не только как системно-структурное образование, семиотическую систему, подчиненную определенным правилам взаимодействия в структуре языковых уровней, но и как систему, функционирующую в процессе речемыслительной деятельности.
При этом функция языковых единиц рассматривается как свойственная им в языковой системе способность к выполнению определенной роли в РД (А.В.
Бондарко, И.А.
Зимняя, И.Б.
Игнатова, И.Д.
Изареиков, Е.С.
Кубрякова, В.В.
Петров, И.И.
Халеева и др.).
Таким образом, полученные в когнитивной психологии и когнитивной лингвистике новые данные о процессах порождения и восприятия речи ока21

[стр.,25]

25 Следовательно, коммуникативно-когнитивное обучение представляется достаточно убедительным и продуктивным, поскольку позволяет по-новому взглянуть на методические проблемы обучения РКИ в целом и глагольной системе русского языка в частности одновременно с позиции лингвистики, психолингвистики и лингвометодики.
Коммуникативно-когнитивное обучение позволяет рассматривать речевую деятельность как сложный и важный когнитивный процесс.
Когнитивная обработка языковой информации, поступающей к человеку во время иноязычной речевой деятельности,
осуществляется как во время восприятия и понимания, так и во время порождения речи.
Следовательно, при организации процесса овладения языковыми реалиями следует учитывать не только те ментальные репрезентации, которые возникают по ходу обработки или извлекаются из долговременной памяти,
но и те процедуры или операции, которые используются.
Язык при этом необходимо рассматривать как когнитивный процесс получения и переработки информации, заключенной в любом речевом произведении.
Включая передачу и получение информации, закодированной языковыми средствами, требуя определенных приемов вербализации складывающегося замысла в актах порождения речи и, напротив, извлечения смысла из поступающего речевого высказывания в актах его воеЧ У приятия и понимания, этот когнитивный процесс проявляет яркую зависи К * мость от условии его осуществления, от того, между какими партнерами он протекает и пр.
Язык обеспечивает двустороннюю связь между индивидуальным и коллективным знанием.
Закрепление индивидуального знания в звуковой форме, а затем в письменности сделало возможным сохранение знания и передачу его от одного индивида другому.
На этой основе формируется коллективное знание.
Вместе с тем язык позволяет индивидууму усвоить то коллективное знание, которым располагает социальное окружение.
Это во-первых.
Во-вторых, язык является одним из основных инструментов создания нового знания.
Роль языка в продуцировании нового знания обусловлена тем, что языковым знакам присущи не только функции «кодификации смысла», но и свойства «операциональности».
Человеческое мышление может быть дополнено, а иногда заменено операциональной деятельностью

[Back]