Восприятие как одна из форм отражения действительности существует в интеллекте в виде отображения. Процесс восприятия начинается с восприятия (зрительного или слухового) материального знака и заканчивается восприятием на уровне слова. Затем осуществляется осознание отображаемого объекта, т.е. переход от образа языкового знака как материального объекта к образу его содержания. Сохранность зрительных впечатлений и их кратковременную доступность для дальнейшей переработки У. Найссер назвал икопической памятью. «Икона —зрительный отпечаток —может содержать больше, чем мы можем запомнить» [Солсо 1996: 66]. Иконическое хранение — примитивный вид памяти, в котором информация не преобразуется и не связывается с другой информацией. Сенсорную слуховую память называют эхонической памятью, которая дает нам дополнительное время, чтобы расслышать слуховое \ сообщение, и обеспечивает непосредственными контекстуальными признаками, необходимыми для понимания слуховой информации. Иконическое и эхоническое хранение позволяют отбирать существенную информацию для дальнейшей языковой обработки. Таким образом, после того, как информация обнаружена и произошла ее регистрация при помощи сенсорныхрегистров, она кодируется и помещается в оперативную память. Рассмотренный этап восприятия имеет большое методическое значение. Для формирования навыков и умений языковой переработки информации, ее хранения и манипулирования ею в оперативной памяти следует разработать конкретные микросистемы упражнений применительно к формированию у студентов каждого речевого механизма. Это значит, что каждый речевой механизм предполагает решение определенной методической задачи. Так, микросистема заданий, направленная на формирование механизма первичной рецепции (первоначальной стадии приобретения информации) сводится к формированию умений: а) распознавания, б) запоминания (хранения), в) передачи сведений о фонетическом, акустическом, просодическом и морфолого-синтаксическом «содержании» изучаемого языка в рабочую 72 |
ятия (зрительного или слухового) материального знака и заканчивается восприятием на уровне слова. Затем осуществляется осознание отображаемого объекта, т.е. переход от образа языкового знака как материального объекта к образу его содержания. Сохранность зрительных впечатлений и их кратковременную доступность для дальнейшей переработки У. Найссер назвал иконической памятью. «Икона зрительный отпечаток может содержать больше, чем мы можем запомнить» [Солсо, 1996: 66]. Иконическое хранение примитивный вид памяти, в котором информация не преобразуется и не связывается с другой информацией. Сенсорную слуховую память называют эхонической памятью, которая дает нам дополнительное время, чтобы расслышать слуховое сообщение, и обеспечивает непосредственными контекстуальными признаками, необходимыми для понимания слуховой информации. Иконическое и эхоническое хранение позволяют отбирать существенную информацию для дальнейшей языковой обработки. Таким образом, после того, как информация обнаружена и произошла ее регистрация при помощи сенсорных регист66 ров, она кодируется и помещается в оперативную память. Рассмотренный этап восприятия имеет большое методическое значение. Для формирования навыков и умений языковой переработки информации, ее хранения и манипулирования ею в оперативной памяти следует разработать конкретные микросистемы упражнений применительно к формированию у студентов каждого речевого механизма. Это значит, что каждый речевой механизм предполагает решение определенной методической задачи. Так, микросистема заданий, направленная на формирование механизма первичной рецепции (первоначальной стадии приобретения информации) сводится к формированию умений а) распознавания, б) запоминания (хранения), в) передачи сведений о фонетическом, акустическом, просодическом и морфолого-сингаксическом «содержании» изучаемого языка в рабочую (кратковременную память) для последующей стадии (фазы) переработки. |