I l l полнее всего могут проявляться и развиваться уникальные возможности конкретной личности будущего офицера. В высших военных учебных заведениях должна создаваться основа для решения многих задач воспитания, а их характер способствует реальному переходу военного образования на личностно-ориентированную основу. Современный период совершенствования процесса духовнонравственного формирования личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих вдруг и сразу не возникают. Они представляют собой результат сознательного, целенаправленного и систематического воздействия на мировоззрение, интеллект, мораль и психику. Тем не менее, сложившаяся в военных ВУЗах традиционная система воспитания по-прежнему страдает отсутствием преемственности в учебной и воспитательной деятельности, в урочной и внеурочной работе. Все это приводит к тому, что процессу формирования духовно-нравственных основ личности курсантов не уделяется должного внимания. Следовательно, возникает необходимость поиска дополнительных возможностей организации воспитательной работы с курсантами, что позволило бы обеспечить решение задач формирования духовнонравственных основ личности. В решении проблемы формирования духовно-нравственных основ личности курсантов военных училищ огромным потенциалом, на наш взгляд, обладают технологии социально-культурной деятельности. Цель диссертационного исследования заключалась в выявлении и научном обосновании потенциала технологий социально-культурной |
социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Социально обусловленный заказ заключается в изучении социальнокультурных условий формирования духовно-нравственных качеств молодежи, способной к реализации своих возможностей в социуме. Современный период совершенствования процесса духовно-нравственного воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации. Ведущая роль в процессе формирования духовно-нравственных качеств принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность, являющуюся и объектом и субъектом воспитания (Н.В. Бордовская, Б.Г. Лихачев, А.А Реан, Н.К. Степаненков, Н.Ф. Харламов и др.). Использование возможностей социально-культурной деятельности, и в частности, технологий культуротворческой деятельности, является, на наш взгляд, одним из решений проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи. В этом нуждаются, прежде всего, авторы различных социальнокультурных проектов, личностно-ориентированных образовательных моделей, сторонники субъективно-объективной образовательной парадигмы. Степень научной разработанности проблемы. Профессиональный интерес ученых к различным видам и уровням воздействия на духовнонравственное воспитание молодежи весьма высок, о чем свидетельствует количество и направленность научных работ, посвящённых этой проблеме. Истоки разработки проблем духовно-нравственного становления личности обнаруживаются еще в античной философии, прежде всего, в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, а также в трудах римских стоиков Сенеки, Марка Аврелия; мыслителей Т. Кампанеллы, Д. Локка и др. В России в XIX XX вв. пристальное внимание вопросам поиска нравственности и духовности было уделено в теоретическом наследии И.С. |