Духовно-нравственное воспитание —это сложный многогранный процесс формирования морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в поведении, включающий формирование нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений и осуществляемый под воздействием социальных институтов с целью подготовки к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, выполнению различных социальных ролей. Выявлено, что система духовно-нравственного воспитания должна представлять собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие на сознание, чувства и поведение молодых людей с целью всестороннего раскрытия их способностей, успешной подготовки к выполнению своего гражданского долга перед Родиной. Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействующим формированию мотивов, ценностей, установок и т.п. Социально-культурная деятельность может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, целью которой является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования в рамках свободного времени. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, |
Формировать нравственность значит, воздействовать не только на убеждения человека, представления и понятия, но и обеспечивать практическую регуляцию поведения, отношения со средой. Важную роль в формировании нравственности играют привычки, которые формируются и закрепляются, проходя через сознание. Нравственное воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования у личности нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения, осуществляемый под воздействием социальных институтов с целыо подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, выполнения различных социальных ролей, т.е. это введение объективных условий в субъективный мир личности на уровне сознания, чувств, поведения. Сутью нравственного воспитания, как самостоятельного вида воспитания, является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в её поведении, в то время как другие виды воспитания развивают и контролируют лишь отдельные стороны нравственного сознания, определенную часть нравственных качеств личности. Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания. Именно ценности лежат в основе большинства сегодняшних концепций воспитания [92; 93]. Как писал Б.Г. Ананьев «Воспитывать — это в значительной степени означает создавать систему взаимоотношений между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе. Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера» [8 , 5]. В качестве самостоятельного направления нравственное воспитание развертывается на материале конкретной деятельности в форме 29 1.2. Сущность и специфика формирования духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействуя формированию мотивов, ценностей, установок и т.п. Социально-культурная деятельность может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, целью которой является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования в рамках свободного времени. Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения [98,12]. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач: • целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей; • стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно |