Проверяемый текст
Калашникова, Надежда Николаевна; Формирование духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности (Диссертация 2007)
[стр. 114]

114 осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач: • целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей; • стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования; • создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение и организацию опыта духовно-нравственной деятельности, однако практика показывает, что фактически нет элементов жизнедеятельности, которые бы в той или
иной мере не влияли на нравственное формирование личности.
Нравственность воспитывается всеми компонентами окружающей человека микросреды.
Но это не снижает значимости массовых мероприятий, раскрывающих сущность человеческой морали и организации соответствующего опыта нравственной деятельности.

На основе анализа вышеизложенного нами была определена сущность формирования духовно-нравственных основ личности курсантов с помощью технологий социально-культурной деятельности, представляющая собой педагогическую систему последовательных
[стр. 49]

1.2.
Сущность и специфика формирования духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействуя формированию мотивов, ценностей, установок и т.п.
Социально-культурная деятельность может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, целью которой является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования в рамках свободного времени.
Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социального воспитания и образования людей.
Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения [98,12].
Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач: • целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей; • стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно

[стр.,50]

организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования; • создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения [188].
Будучи важнейшей составной частью единого процесса духовного формирования личности, нравственный аспект воспитания пронизывает все его стороны, отражает особенности социальной среды, общественных отношений, образа жизни и органически включается в любую форму социально-культурной деятельности.
Эффективность нравственного воспитания средствами социальнокультурной деятельности находится в прямой зависимости от того, насколько она пронизывает и содержание, и стиль, и атмосферу всей системы общественной жизни разных групп населения.
Но наличие нравственных начал в любой сфере духовной жизни не исключает, а предполагает осуществление системы пропаганды принципов нравственности, органически дополняемой и углубляемой включением различных групп населения в деятельность, в процессе которой знание нравственных категорий преобразуются в убеждения, становятся нормой поведения [13].
Нравственность синтезирует и отражает социальный опыт личности, ее мировоззренческие позиции, идейные убеждения, деловые и неформальные отношения.
Как важнейший компонент единой системы воспитания духовно-нравственное воспитание представляет совокупность целенаправленных и планомерных воздействий на сознание и поведение человека, которые наряду с самовоспитанием формируют нравственные убеждения, склонности, чувства и черты характера.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение и организацию опыта духовно-нравственной деятельности, однако практика показывает, что фактически нет элементов жизнедеятельности, которые бы в той или
инои мере не влияли на 50

[стр.,51]

нравственное формирование личности.
Нравственность воспитывается всеми компонентами окружающей человека микросреды.
Но это не снижает значимости массовых мероприятий, раскрывающих сущность человеческой морали и организации соответствующего опыта нравственной деятельности.

М.А.Ариарским выделены следующие компоненты формирования морали средствами социально-культурной деятельности [13].
Первым компонентом системы формирования морали средствами социально-культурной деятельности выступает нравственное просвещение, которое концентрируется на раскрытии: сущности общечеловеческой морали и роли нравственных начал в жизни общества; основных морально-волевых качеств личности, сфер и форм их проявления; особенностей отношения человека к труду, познанию и выполнению гражданских и общественных обязанностей, норм взаимоотношений между людьми [13].
Пропагандируя с помощью лекций, докладов, устных журналов и других методов просвещения принципы морали, каждый из которых составляет основу соответствующего направления нравственного воспитания, нельзя не учитывать, что идеи патриотизма, интернационализма, гуманизма, коллективизма, творческого отношения к труду и непримиримости ко всему, что мешает общественному благу, утверждаются не только и не столько беседами или тематическими вечерами, сколько соответствующими технологиями формирования общественного поведения и организации соответствующего опыта нравственной деятельности.
Второй компонент системы нравственного воспитания проявляется в использовании специфических педагогических приемов, способствующих формированию у разных групп населения необходимых моральных качеств.
Реализуя принцип индивидуализации идейно-нравственного воздействия, организатор социально-культурной деятельности призван, опираясь на известные положительные черты характера воспитуемого, включать индивида в социально и нравственно значимые формы творчества, утверждая тем самым нравственные нормы как черты личности.
51

[Back]