Проверяемый текст
Калашникова, Надежда Николаевна; Формирование духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности (Диссертация 2007)
[стр. 32]

32 о б щ е с т в а в ц е л о м ; к а к о с о б у ю к о н ц е н т р а ц и ю и н т е л л е к т у а л ь н ы х с и л ч е л о в е к а , в ы р а б о т а н н у ю в п р о ц е с с е с о ц и а л ь н о г о б ы т и я .
В с о д е р ж а н и е д у х о в н о с т и в к л ю ч а е т с я и с о з н а н и е , и п с и х и к а с е ё н е о с о з н а в а е м ы м и ( п о д с о з н а т е л ь н ы м и ) э л е м е н т а м и .
С о ц и а л ь н о ф и л о с о ф с к и й а н а л и з н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я б а з и р у е т с я н а п р и н ц и п а х п е р в и ч н о с т и о б щ е с т в е н н о г о б ы т и я и в т о р и ч н о с т и о б щ е с т в е н н о г о с о з н а н и я , и с т о р и з м а , с и с т е м н о г о п о д х о д а , д и а л е к т и ч е с к о й с в я з и н а с л е д с т в е н н ы х и с о ц и а л ь н ы х ф а к т о р о в , с о о т н о ш е н и и л и ч н о с т и и к о л л е к т и в а , н а л и ч н о с т н о д е я т е л ь н о с т н о м п о д х о д е п р и и с с л е д о в а н и и п р о ц е с с а н р а в с т в е н н о г о с т а н о в л е н и я л и ч н о с т и .
О п и р а я с ь н а в о з з р е н и я ф и л о с о ф о в , Е .
Н .
С т е п а н о в д а е т о п р е д е л е н и е л и ч н о с т н о о р и е н т и р о в а н н о г о п о д х о д а , п о д к о т о р ы м о н п о н и м а е т м е т о д о л о г и ч е с к у ю о р и е н т а ц и ю в п е д а г о г и ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и , п о з в о л я ю щ у ю п о с р е д с т в о м о п о р ы н а с и с т е м у в з а и м о с в я з а н н ы х п о н я т и й , и д е й и с п о с о б о в д е й с т в и й о б е с п е ч и т ь и п о д д е р ж а т ь п р о ц е с с ы с а м о п о з н а н и я , с а м о р е а л и з а ц и и л и ч н о с т и р е б е н к а , р а з в и т и е е г о н е п о в т о р и м о й и н д и в и д у а л ь н о с т и [
3 4 9 ] .
П о м н е н и ю Л .
И .
Н о в и к о в о й , с у щ е с т в у е т с е м ь г р у п п о т н о ш е н и й : о т н о ш е н и я к п р е д м е т н о м у м и р у ; о т н о ш е н и я к м и р у ж и в о й и н е ж и в о й п р и р о д ы ; о т н о ш е н и я к о б щ е с т в у ; о т н о ш е н и я к с е б е ; о т н о ш е н и я к т р у д у ; о т н о ш е н и я к д р у г и м л ю д я м ; о т н о ш е н и я к з н а н и я м [
2 6 5 ] .
Н р а в с т в е н н о е в о с п и т а н и е д о л ж н о б ы т ь о р и е н т и р о в а н н о н а ф о р м и р о в а н и е т а к и х к а ч е с т в л и ч н о с т и , к а к с о з и д а т е л ь н о с т ь , у в а ж и т е л ь н о с т ь ( о т н о ш е н и е к п р е д м е т н о м у м и р у ) ; б л а г о р о д с т в о , ч е с т ь , т о л е р а н т н о с т ь , к о л л е к т и в и з м , в з а и м о у в а ж е н и е ( о т н о ш е н и е к д р у г и м
[стр. 32]

Социально-философский анализ нравственного воспитания базируется на принципах первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, историзма, системного подхода, диалектической связи наследственных и социальных факторов, соотношении личности и коллектива, на личностно деятельностном подходе при исследовании процесса нравственного становления личности.
Опираясь на воззрения философов, Е.Н.
Степанов дает определение личностно ориентированного подхода, под которым он понимает методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности
[192].
По мнению Л.И.Новиковой, существует семь групп отношений: отношения к предметному миру; отношения к миру живой и неживой природы; отношения к обществу; отношения к себе; отношения к труду; отношения к другим людям; отношения к знаниям
[150].
Нравственное воспитание должно быть ориентированно на формирование таких качеств личности, как созидательность, уважительность (отношение к предметному миру); благородство, честь, толерантность, коллективизм, взаимоуважение (отношение к другим
людям); гуманизм, самокритичность, достоинство, ответственность (отношение к себе); целеустремленность, самоорганизованность, пытливость, познавательная активность (отношение к знаниям); трудолюбие, усердие, прилежание (отношение к труду); экологичность, восторженность, самоотождествление (отношение к миру живой и неживой природы); патриотизм, общественный долг, гуманизм (отношение к обществу).
Мораль наряду с искусством, наукой и религией составляет основу духовного мира личности, выступает важнейшим компонентом всей духовной культуры как средства саморазвития человека.
32

[Back]