Проверяемый текст
Калашникова, Надежда Николаевна; Формирование духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности (Диссертация 2007)
[стр. 33]

33 л ю д я м ) ; г у м а н и з м , с а м о к р и т и ч н о с т ь , д о с т о и н с т в о , о т в е т с т в е н н о с т ь ( о т н о ш е н и е к с е б е ) ; ц е л е у с т р е м л е н н о с т ь , с а м о о р г а н п з о в а н н о с т ь , п ы т л и в о с т ь , п о з н а в а т е л ь н а я а к т и в н о с т ь ( о т н о ш е н и е к з н а н и я м ) ; т р у д о л ю б и е , у с е р д и е , п р и л е ж а н и е ( о т н о ш е н и е к т р у д у ) ; э к о л о г и ч н о с т ь , в о с т о р ж е н н о с т ь , с а м о о т о ж д е с т в л е н и е ( о т н о ш е н и е к м и р у ж и в о й и н е ж и в о й п р и р о д ы ) ; п а т р и о т и з м , о б щ е с т в е н н ы й д о л г , г у м а н и з м ( о т н о ш е н и е к о б щ е с т в у ) .
М о р а л ь н а р я д у с и с к у с с т в о м , н а у к о й и р е л и г и е й с о с т а в л я е т о с н о в у д у х о в н о г о м и р а л и ч н о с т и , в ы с т у п а е т в а ж н е й ш и м к о м п о н е н т о м в с е й д у х о в н о й к у л ь т у р ы к а к с р е д с т в а с а м о р а з в и т и я ч е л о в е к а .
С у щ е с т в у е т м н о ж е с т в о о п р е д е л е н и й м о р а л и .
Т а к , О .
Г .
Д р о б н и ц к и й п о д м о р а л ь ю п о н и м а е т у с т а н о в и в ш и е с я в и с т о р и ч е с к и с л о ж и в ш е й с я с и с т е м е о б щ е с т в е н н ы х о т н о ш е н и й н о р м ы п о в е д е н и я , н р а в с т в е н н о с т ь ж е э т о о т р а ж е н и е э т и х н о р м в с о з н а н и и и п о в е д е н и и к а ж д о г о к о н к р е т н о г о ч е л о в е к а и о д и н и з о с н о в н ы х с п о с о б о в р е г у л я ц и и д е й с т в и й ч е л о в е к а в д а н н о м о б щ е с т в е [
1 3 2 ] .
П о м н е н и ю Д .
Ш .
В а л е е в а , м о р а л ь х а р а к т е р и з у е т с я к а к н о р м а т и в н о о ц е н о ч н а я с и с т е м а , о т р а ж а ю щ а я , р е г у л и р у ю щ а я и и н т е г р и р у ю щ а я в з а и м о д е й с т в и я с о ц и у м а и ч е л о в е к а ч е р е з д и х о т о м и ю д о б р а и з л а .
С о д е р ж а н и е м м о р а л и в ы с т у п а е т о т н о ш е н и е к б л а г у о б щ е с т в е н н о г о ц е л о г о , а ц е л ь ю г а р м о н и я о б щ е с т в е н н о г о и л и ч н о г о [
7 9 ] .
Т а к и м о б р а з о м , в п о н и м а н и и м о р а л и н е т е д и
п с т в а о е е с у щ н о с т и .
Н а и б о л е е п л о д о т в о р н ы м п р е д с т а в л я е т с я п о д х о д к м о р а л и н е т о л ь к о с п о з и ц и и д и х о т о м и и : л и ч н о е о б щ е с т в е н н о е , с о ц и а л ь н о е и н д и в и д у а л ь н о е , ц е н н о с т н о е р а ц и о н а л ь н о е , а с п о з и ц и и д е я т е л ь н о с т и .
[стр. 32]

Социально-философский анализ нравственного воспитания базируется на принципах первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, историзма, системного подхода, диалектической связи наследственных и социальных факторов, соотношении личности и коллектива, на личностно деятельностном подходе при исследовании процесса нравственного становления личности.
Опираясь на воззрения философов, Е.Н.
Степанов дает определение личностно ориентированного подхода, под которым он понимает методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности [192].
По мнению Л.И.Новиковой, существует семь групп отношений: отношения к предметному миру; отношения к миру живой и неживой природы; отношения к обществу; отношения к себе; отношения к труду; отношения к другим людям; отношения к знаниям [150].
Нравственное воспитание должно быть ориентированно на формирование таких качеств личности, как созидательность, уважительность (отношение к предметному миру); благородство, честь, толерантность, коллективизм, взаимоуважение (отношение к другим людям); гуманизм, самокритичность, достоинство, ответственность (отношение к себе); целеустремленность, самоорганизованность, пытливость, познавательная активность (отношение к знаниям); трудолюбие, усердие, прилежание (отношение к труду); экологичность, восторженность, самоотождествление (отношение к миру живой и неживой природы); патриотизм, общественный долг, гуманизм (отношение к обществу).
Мораль наряду с искусством, наукой и религией составляет основу духовного мира личности, выступает важнейшим компонентом всей духовной культуры как средства саморазвития человека.

32

[стр.,33]

Существует множество определений морали.
Так, О.Г.
Дробницкий под моралью понимает установившиеся в исторически сложившейся системе общественных отношений нормы поведения, нравственность же это отражение этих норм в сознании и поведении каждого конкретного человека и один из основных способов регуляции действий человека в данном обществе
[73].
По мнению Д.Ш.
Валеева, мораль характеризуется как нормативнооценочная система, отражающая, регулирующая и интегрирующая взаимодействия социума и человека через дихотомию добра и зла.
Содержанием морали выступает отношение к благу общественного целого, а целью гармония общественного и личного.

Таким образом, в понимании морали нет единства
о ее сущности.
Наиболее плодотворным представляется подход к морали не только с позиции дихотомии: личное общественное, социальное индивидуальное, ценностное рациональное, а с позиции деятельности.

Основой и источником человеческой деятельности выступают потребности, они служат, по К.
Марксу, «побудительной силой» жизнедеятельности.
Моральная оценка поступков всей деятельности предполагает наличие у субъекта деятельности нравственных потребностей.
Среди нравственных потребностей особое место занимают коллективистские и нравственные гуманистические потребности, т.е.
потребности в согласовании личного и общественного интересов, в подчинении первого второму, и потребность в гуманном отношении к людям, в заботе о благе каждой конкретной личности [89].
Таким образом, нравственная потребность это внутреннее, не обусловленное соображениями личной выгоды, стремление людей, общества в целом, к справедливости, честности, правдивости.
С позиции деятельностного подхода, обуславливаемого социальными потребностями, нравственная потребность представляет объективную необходимость в определенных условиях жизни и развития, а

[Back]