34 О с н о в о й и и с т о ч н и к о м ч е л о в е ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и в ы с т у п а ю т п о т р е б н о с т и , о н и с л у ж а т , п о К . М а р к с у , « п о б у д и т е л ь н о й с и л о й » ж и з н е д е я т е л ь н о с т и . М о р а л ь н а я о ц е н к а п о с т у п к о в в с е й д е я т е л ь н о с т и п р е д п о л а г а е т н а л и ч и е у с у б ъ е к т а д е я т е л ь н о с т и н р а в с т в е н н ы х п о т р е б н о с т е й . С р е д и н р а в с т в е н н ы х п о т р е б н о с т е й о с о б о е м е с т о з а н и м а ю т к о л л е к т и в и с т с к и е и н р а в с т в е н н ы е г у м а н и с т и ч е с к и е п о т р е б н о с т и , т . е . п о т р е б н о с т и в с о г л а с о в а н и и л и ч н о г о и о б щ е с т в е н н о г о и н т е р е с о в , в п о д ч и н е н и и п е р в о г о в т о р о м у , и п о т р е б н о с т ь в г у м а н н о м о т н о ш е н и и к л ю д я м , в з а б о т е о б л а г е к а ж д о й к о н к р е т н о й л и ч н о с т и [ 2 4 3 ] . Т а к и м о б р а з о м , н р а в с т в е н н а я п о т р е б н о с т ь э т о в н у т р е н н е е , н е о б у с л о в л е н н о е с о о б р а ж е н и я м и л и ч н о й в ы г о д ы , с т р е м л е н и е л ю д е й , о б щ е с т в а в ц е л о м , к с п р а в е д л и в о с т и , ч е с т н о с т и , п р а в д и в о с т и . С п о з и ц и и д е я т е л ь н о с т н о г о п о д х о д а , о б у с л а в л и в а е м о г о с о ц и а л ь н ы м и п о т р е б н о с т я м и , н р а в с т в е н н а я п о т р е б н о с т ь п р е д с т а в л я е т о б ъ е к т и в н у ю н е о б х о д и м о с т ь в о п р е д е л е н н ы х у с л о в и я х ж и з н и и р а з в и т и я , а с о д е р ж а т е л ь н а я с у щ н о с т ь м о р а л и в ы р а ж а е т с я в н р а в с т в е н н ы х п о т р е б н о с т я х л и ч н о с т и ( ч е с т н о с т и , с п р а в е д л и в о с т и , г у м а н н о с т и ) . Г о в о р я о п р и н ц и п а х м о р а л и , с л е д у е т и м е т ь в в и д у , ч т о з н а ч и т е л ь н а я и х ч а с т ь с в о и м и к о р н я м и и м е е т д р е в н и е р е л и г и о з н ы е в о з з р е н и я . О н и с л о ж и л и с ь , р а з в и в а л и с ь , т р а к т о в а л и с ь в л о н е д у х о в н о й ж и з н и п р е д ш е с т в у ю щ и х п о к о л е н и й . С р е д и о с н о в о п о л а г а ю щ и х о р и е н т и р о в н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я , и м е ю щ и х т ы с я ч е л е т н и е к о р н и , м о ж н о н а з в а т ь : 1 . П а т р и о т и з м ( п р е д а н н о с т ь и л ю б о в ь к с в о е й с т р а н е ) ; 2 . "Груд ( д о б р о с о в е с т н ы й т р у д н а б л а г о о б щ е с т в а ) ; |
Существует множество определений морали. Так, О.Г. Дробницкий под моралью понимает установившиеся в исторически сложившейся системе общественных отношений нормы поведения, нравственность же это отражение этих норм в сознании и поведении каждого конкретного человека и один из основных способов регуляции действий человека в данном обществе [73]. По мнению Д.Ш. Валеева, мораль характеризуется как нормативнооценочная система, отражающая, регулирующая и интегрирующая взаимодействия социума и человека через дихотомию добра и зла. Содержанием морали выступает отношение к благу общественного целого, а целью гармония общественного и личного. Таким образом, в понимании морали нет единства о ее сущности. Наиболее плодотворным представляется подход к морали не только с позиции дихотомии: личное общественное, социальное индивидуальное, ценностное рациональное, а с позиции деятельности. Основой и источником человеческой деятельности выступают потребности, они служат, по К. Марксу, «побудительной силой» жизнедеятельности. Моральная оценка поступков всей деятельности предполагает наличие у субъекта деятельности нравственных потребностей. Среди нравственных потребностей особое место занимают коллективистские и нравственные гуманистические потребности, т.е. потребности в согласовании личного и общественного интересов, в подчинении первого второму, и потребность в гуманном отношении к людям, в заботе о благе каждой конкретной личности [89]. Таким образом, нравственная потребность это внутреннее, не обусловленное соображениями личной выгоды, стремление людей, общества в целом, к справедливости, честности, правдивости. С позиции деятельностного подхода, обуславливаемого социальными потребностями, нравственная потребность представляет объективную необходимость в определенных условиях жизни и развития, а содержательная сущность морали выражается в нравственных потребностях личности (честности, справедливости, гуманности). Говоря о принципах морали, следует иметь в виду, что значительная их часть своими корнями имеет древние религиозные воззрения. Они сложились, развивались, трактовались в лоне духовной жизни предшествующих поколений. Среди основополагающих ориентиров нравственного воспитания, имеющих тысячелетние корни, можно назвать: 1. Патриотизм (преданность и любовь к своей стране); 2. Труд (добросовестный труд на благо общества); 3. Общественное достояние (забота каждого о сохранении и умножений общественного достояния); 4. Долг (осознание общественного долга); 5. Коллективизм (коллективная и товарищеская взаимопомощь); 6 . Гуманизм (гуманное отношение и взаимное уважение между людьми); 7. Честность (честность, правдивость, простота и скромность в общественной и личной жизни); 8 . Взаимоуважение (взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей); 9. Непримиримость (непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности); Ю.Братство (нетерпимость к национальной и расовой неприязни). Нравственное отношение выражается через поступок. Поступок рядом авторов определяется как действие, совершаемое на основе сознательного выбора, при этом подчеркивается, что, поскольку человек обладает разумом и волей как предпосылками выбора, он ответственен за свой поступок, выделили две сферы морали моральное сознание и нравственная практика [226]. Подробный анализ структуры поступка содержится в работе «Моральный поступок» Гумницкого Г.Н. Он выполнил философский анализ нравственных отношений, их связи с понятием нравственной деятельности. 34 |