35 3 . О б щ е с т в е н н о е д о с т о я н и е ( з а б о т а к а ж д о г о о с о х р а н е н и и и у м н о ж е н и й о б щ е с т в е н н о г о д о с т о я н и я ) ; 4 . Д о л г ( о с о з н а н и е о б щ е с т в е н н о г о д о л г а ) ; 5 . К о л л е к т и в и з м ( к о л л е к т и в н а я и т о в а р и щ е с к а я в з а и м о п о м о щ ь ) ; 6 . Г у м а н и з м ( г у м а н н о е о т н о ш е н и е и в з а и м н о е у в а ж е н и е м е ж д у л ю д ь м и ) ; 7 . Ч е с т н о с т ь ( ч е с т н о с т ь , п р а в д и в о с т ь , п р о с т о т а и с к р о м н о с т ь в о б щ е с т в е н н о й и л и ч н о й ж и з н и ) ; 8 . В з а и м о у в а ж е н и е ( в з а и м н о е у в а ж е н и е в с е м ь е , з а б о т а о в о с п и т а н и и д е т е й ) ; 9 . Н е п р и м и р и м о с т ь ( н е п р и м и р и м о с т ь к н е с п р а в е д л и в о с т и , т у н е я д с т в у , н е ч е с т н о с т и ) ; 1 0 . Б р а т с т в о ( н е т е р п и м о с т ь к н а ц и о н а л ь н о й и р а с о в о й • н е п р и я з н и ) . Н р а в с т в е н н о е о т н о ш е н и е в ы р а ж а е т с я ч е р е з п о с т у п о к . П о с т у п о к р я д о м а в т о р о в о п р е д е л я е т с я к а к д е й с т в и е , с о в е р ш а е м о е н а о с н о в е с о з н а т е л ь н о г о в ы б о р а , п р и э т о м п о д ч е р к и в а е т с я , ч т о , п о с к о л ь к у ч е л о в е к о б л а д а е т р а з у м о м и в о л е й к а к п р е д п о с ы л к а м и в ы б о р а , о н о т в е т с т в е н е н з а с в о й п о с т у п о к , в ы д е л и л и д в е с ф е р ы м о р а л и м о р а л ь н о е с о з н а н и е и н р а в с т в е н н а я п р а к т и к а . П о д р о б н ы й а н а л и з с т р у к т у р ы п о с т у п к а с о д е р ж и т с я в р а б о т е « М о р а л ь н ы й п о с т у п о к » Г у м н и ц к о г о Г . Н . О н в ы п о л н и л ф и л о с о ф с к и й а н а л и з н р а в с т в е н н ы х о т н о ш е н и й , и х с в я з и с п о н я т и е м н р а в с т в е н н о й д е я т е л ь н о с т и . |
содержательная сущность морали выражается в нравственных потребностях личности (честности, справедливости, гуманности). Говоря о принципах морали, следует иметь в виду, что значительная их часть своими корнями имеет древние религиозные воззрения. Они сложились, развивались, трактовались в лоне духовной жизни предшествующих поколений. Среди основополагающих ориентиров нравственного воспитания, имеющих тысячелетние корни, можно назвать: 1. Патриотизм (преданность и любовь к своей стране); 2. Труд (добросовестный труд на благо общества); 3. Общественное достояние (забота каждого о сохранении и умножений общественного достояния); 4. Долг (осознание общественного долга); 5. Коллективизм (коллективная и товарищеская взаимопомощь); 6 . Гуманизм (гуманное отношение и взаимное уважение между людьми); 7. Честность (честность, правдивость, простота и скромность в общественной и личной жизни); 8 . Взаимоуважение (взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей); 9. Непримиримость (непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности); Ю.Братство (нетерпимость к национальной и расовой неприязни). Нравственное отношение выражается через поступок. Поступок рядом авторов определяется как действие, совершаемое на основе сознательного выбора, при этом подчеркивается, что, поскольку человек обладает разумом и волей как предпосылками выбора, он ответственен за свой поступок, выделили две сферы морали моральное сознание и нравственная практика [226]. Подробный анализ структуры поступка содержится в работе «Моральный поступок» Гумницкого Г.Н. Он выполнил философский анализ нравственных отношений, их связи с понятием нравственной деятельности. 34 |