43 4 . Д у х о в н о н р а в с т в е н н о е в о с п и т а н и е э т о с л о ж н ы й м н о г о г р а н н ы й п р о ц е с с ф о р м и р о в а н и я м о р а л ь н о г о с о з н а н и я и н д и в и д а , в ы р а б о т к а е д и н о й с и с т е м ы н р а в с т в е н н ы х к а ч е с т в л и ч н о с т и , р е а л и з у е м ы х в п о в е д е н и и , в к л ю ч а ю щ и й ф о р м и р о в а н и е н р а в с т в е н н ы х и д е а л о в , ч у в с т в , п о н я т и й и у б е ж д е н и й и о с у щ е с т в л я е м ы й п о д в о з д е й с т в и е м с о ц и а л ь н ы х и н с т и т у т о в с ц е л ь ю п о д г о т о в к и к а к т и в н о м у у ч а с т и ю в о б щ е с т в е н н о й , п р о и з в о д с т в е н н о й и к у л ь т у р н о й ж и з н и , в ы п о л н е н и ю р а з л и ч н ы х с о ц и а л ь н ы х р о л е й . |
Формировать нравственность значит, воздействовать не только на убеждения человека, представления и понятия, но и обеспечивать практическую регуляцию поведения, отношения со средой. Важную роль в формировании нравственности играют привычки, которые формируются и закрепляются, проходя через сознание. Нравственное воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования у личности нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения, осуществляемый под воздействием социальных институтов с целыо подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, выполнения различных социальных ролей, т.е. это введение объективных условий в субъективный мир личности на уровне сознания, чувств, поведения. Сутью нравственного воспитания, как самостоятельного вида воспитания, является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в её поведении, в то время как другие виды воспитания развивают и контролируют лишь отдельные стороны нравственного сознания, определенную часть нравственных качеств личности. Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания. Именно ценности лежат в основе большинства сегодняшних концепций воспитания [92; 93]. Как писал Б.Г. Ананьев «Воспитывать — это в значительной степени означает создавать систему взаимоотношений между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе. Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера» [8 , 5]. В качестве самостоятельного направления нравственное воспитание развертывается на материале конкретной деятельности в форме 29 использования. В данном направлении нужна поддержка со стороны общественных сил и координация их действий, плановое начало. Необходимо привлечение всего творческого, созидательного потенциала людей; их участие в процессе обновления и развития общества; проявление заботы о молодом поколении; оказание помощи в плане их социализации, нравственного становления. Таким образом, изучение литературных источников по проблеме духовно-нравственного воспитания позволило нам прийти к следующим выводам: 1. Проблема духовно-нравственного воспитания является актуальной и рассматривается в разных научных областях. Накопленный теоретический и эмпирический материал в области социально-культурной деятельности в мировом сообществе во многом является идентичным. Практическое применение этих знаний и соответствующих технологий деятельности способствует формированию у подрастающего поколения духовнонравственных качеств и активного участия в жизни общества в дальнейшем. 2. Анализ философских этических взглядов на вопросы нравственности и духовности показал их динамику от идеалистической до морализаторской, а затем нравоучительной. 3. Понятие «духовность» понимается далеко не однозначно не только на бытовом, но и научном уровне. 4. Духовно-нравственное воспитание это сложный многогранный процесс формирования идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения. Его сутью является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в поведении. |