62 предопределяется соответствием форм и содержания этой деятельности, ее целенаправленностью и научной обоснованностью. Изучив литературные источники, можно сказать, что социальнокультурная деятельность является мощным средством воздействия на духовно-нравственное становление личности, ее мировоззрение, она содействует формированию мотивов, ценностей, установок и т.п. Все вышеперечисленное позволяет предположить, что технологии социально-культурной деятельности могут быть успешно использованы в процессе формирования духовно-нравственных качеств молодежи. Сущность формирования духовно-нравственных основ личности курсантов с помощью технологий социально-культурной деятельности представляет собой педагогическую систему последовательных алгоритмических организационных действий, направленных на выработку духовно-нравственных качеств личности курсанта, реализуемых на уровне сознания, чувств и поведения через включение в культурные социально-значимые виды деятельности. Специфика формирования духовно-нравственных основ личности курсантов с помощью технологий социально-культурной деятельности заключается в том, что процесс воздействия на личность с целью формирования мировоззренческой культуры и богатого духовного мира курсанта осуществляется на основе добровольного включения в социально-культурную деятельность через введение объективных условий в субъективный мир личности на уровне сознания, чувств, поведения. Стратегия задействования социально-культурного инструментария является составляющим компонентом целостной технологии воспитательного процесса в военном вузе. Комплексное |
1.2. Сущность и специфика формирования духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействуя формированию мотивов, ценностей, установок и т.п. Социально-культурная деятельность может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, целью которой является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования в рамках свободного времени. Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения [98,12]. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач: • целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей; • стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно понятие «постфольклорное творчество». В отличие от крестьянского по своей природе и сущности традиционного фольклорного искусства постфольклор это явление городской жизни и городской культуры. В художественно-онтологическом плане оно родилось в результате своеобразного синтеза фольклора, профессионального искусства и аматерной деятельности. Постфольклор с самого начала имел ярко выраженное гибридное содержание и весьма своеобразную систему выразительных средств. К формам этого направления можно отнести любительские эстрадные театры, стэмы, КВН, клубные кабаре, театры буффонады и другие театры малых форм. Это направление продолжает жить и успешно развиваться и в настоящее время. Итак, изучив литературные источники, можно сказать, что социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на духовно-нравственное становление личности, ее мировоззрение, она содействует формированию мотивов, ценностей, установок и т.п. Все вышеперечисленные специфические особенности культуротворческих технологий позволяют успешно использовать их в процессе формирования духовно-нравственных качеств молодежи. Специфика формирования духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий заключается в создании культурных ценностей, развитии творческого потенциала личности, восстановлении сил, расширении духовных потребностей, формировании нравственных качеств человека, его чувств, убеждений и привычек. Сущность формирования духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий представляется нам как совокупность целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурноценностные социально-значимые формы творчества, в процессе которых 73 целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в поведении. 3. Изучение литературных источников по зарубежному опыту использования социально-культурной деятельности в духовно-нравственном воспитании молодежи позволяет нам констатировать, что накопленный теоретический и эмпирический материал в области социально-культурной деятельности в мировом сообществе во многом является идентичным. Практическое применение этих знаний и соответствующих технологий деятельности способствует формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных качеств и активного участия в жизни общества в дальнейшем. 4. Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на духовно-нравственное становление личности, ее мировоззрение, содействуя формированию мотивов, ценностей, установок и т.п. 5. Культуротворческие технологии могут быть эффективным средством формирования духовно-нравственных качеств молодежи. Нами выявлены условия формирования духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий: • учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодых людей; • комплексное целевое воздействие на личность при активной ее включённости в социально-культурную деятельность; • осуществление воздействия на формирование духовно-нравственных качеств молодежи через образовательную, эмоционально-волевую, мыслительную, творческую деятельность молодых людей; • построение педагогической работы на основе предложенной нами модели формирования духовно-нравственных качеств молодежи с применением культуротворческих технологий; 75 |