66 поведение личности в соответствии с принятыми в социальном обществе нормами. Социально-культурная деятельность может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, целью которой являются организация рационального и содержательного досуга молодых людей, удовлетворение и развитие культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и творчества в рамках свободного времени. Педагогический аспект социально-культурной деятельности, по мнению Т.Г.Киселевой и Ю.Д. Красильникова, заключается в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурновоспитательных задач: • целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей; • стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования; • создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения [179]. Нами была разработана модель формирования духовно |
1.2. Сущность и специфика формирования духовно-нравственных качеств молодежи на основе использования культуротворческих технологий социально-культурной деятельности Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействуя формированию мотивов, ценностей, установок и т.п. Социально-культурная деятельность может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, целью которой является организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования в рамках свободного времени. Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения [98,12]. Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в социальном воспитании и развитии человека, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач: • целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей; • стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования; • создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения [188]. Будучи важнейшей составной частью единого процесса духовного формирования личности, нравственный аспект воспитания пронизывает все его стороны, отражает особенности социальной среды, общественных отношений, образа жизни и органически включается в любую форму социально-культурной деятельности. Эффективность нравственного воспитания средствами социальнокультурной деятельности находится в прямой зависимости от того, насколько она пронизывает и содержание, и стиль, и атмосферу всей системы общественной жизни разных групп населения. Но наличие нравственных начал в любой сфере духовной жизни не исключает, а предполагает осуществление системы пропаганды принципов нравственности, органически дополняемой и углубляемой включением различных групп населения в деятельность, в процессе которой знание нравственных категорий преобразуются в убеждения, становятся нормой поведения [13]. Нравственность синтезирует и отражает социальный опыт личности, ее мировоззренческие позиции, идейные убеждения, деловые и неформальные отношения. Как важнейший компонент единой системы воспитания духовно-нравственное воспитание представляет совокупность целенаправленных и планомерных воздействий на сознание и поведение человека, которые наряду с самовоспитанием формируют нравственные убеждения, склонности, чувства и черты характера. Духовно-нравственное воспитание включает в себя нравственное просвещение и организацию опыта духовно-нравственной деятельности, однако практика показывает, что фактически нет элементов жизнедеятельности, которые бы в той или инои мере не влияли на 50 |