употребляются в человеческой культуре, что говорит об их прозрачности и незаменимости, но с другой стороны, их научное и философское осмысление заключает в себе определенные трудности, обусловленные, главным образом, фрагментарностью научного знания, не позволяющей получить целостной, научно обоснованной картины мироздания. Результатом этого является то обстоятельство, что хотя понятие информации, как и многочисленные производные от него, прочно обосновались в публикациях по философским, культурологическим, социологическим, психологическим; экономическим, политологическим, информациологическим и иным проблемам, общенаучного понятия «информация» до сих пор не сформулировано. Более того, по мнению Н.Н. Моисеева, «... строгого и достаточно универсального определения информации не только нет, но оно и вряд ли возможно...»1. Трудно не согласиться с мнением Н.И. Жукова о том, что «...история науки, пожалуй, еще не знала такого широкого спектра разноречивых толкований, какой приходится на долю этой категории...»2. Поэтому, приступая к решению задач нашего исследования, представляется необходимым провести ретроспективный анализ становления и развития современных представлений об информации. «...Чтобы понять современное состояние мысли, писал А.И. Герцен, —вернейший путь вспомнить, как человечество дошло до него...»3. Роль информации в жизни человека была интуитивно осознана с древнейших времен, поскольку «...всякое общество, начиная с Вавилона, формировалось с помощью производства и распространения информации...»4. «В начале было слово...» вот мысль, пронизывающая сознание человека во все времена. В самых разных религиях в круг ключевых значений входят понятия, связанные с передачей информации: откровение, слово Бога, заповедь, завет, пророчество, благая весть, вестник, посланник, Священное 1Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера [Текст]/Н.Н. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1990.-С . 160. 2Жуков, Н.И. Информация (Философский анализ информации центрального понятия кибернетики) [Текст]/Н.И. Жуков. Минск: Наука и техника, 1966. С. 39. 3 Герцен, А.И. Избранные философские произведения. Т.1 [Текст]/А.И. Герцен. М., 1948.-С. 130. 4Dizard W.P. Coming information age: an overview of technology, economics, and politics. NewYork; London: Longman, 1982. P. 94. 22 |
ГЛАВА 1. Ф ОРМ ИРОВАН ИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМ А Ц И О Н Н О Й КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ Ф Л О ТА В BOEHHO-iMOPCKOM ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИ ЧЕСКА Я ПРОБЛЕМА 1.1. Понятие информации и ее значение в структуре профессиональной деятельности. В настоящее время понятие информации является одним из центральных в науке и практике. И это не удивительно. Роль информации в жизни человека была интуитивно осознана с древнейших времен. «В начале было слово...» мысль, пронизывающая сознание человека во все времена. В самых разных религиях в круг ключевых значений входят понятая, связанные с передачей информации: откровение, слово Бога, заповедь, завет и др. По сути дела, вся история религии состоит в движении и изменении некоторой специальной информации. С развитием информационного подхода, раскрывающего новые свойства, новые стороны материальных объектов, социальных явлений и процессов, само понятие информации переросло из обиходных категорий в общенаучное понятие, которое, несмотря на свою распространенность, и по сей день вызывает огромное количество споров, дискуссий, и по поводу которого имеется множество самых различных точек зрения. Касаясь этимологии слова «информация», следует отметить, что оно происходит от латинского infonnatio, означающего «придание формы, свойств». В английском языке слово information впервые появилось (в написании informacioun) в 1387 г. В XIV веке так называли божественное «программирование» вложение души и жизни в тело человека. Согласно легенде, в XIV веке эта прерогатива Бога была присвоена рабби Левом, создавшим в пражском гетто глиняного «робота» —Голема, который «оживал» всякий 22 |