Сегодня дискутируются следующие проблемы. Во-первых, самым острым и пока малоперспективным в плане решения остается вопрос: является информация всеобщим и имманентным (внутренне присущим) свойством материи или она появляется лишь на уровне живых и социальных систем? Во-вторых, какова сущность информации? Наконец, третья проблема возникла в связи с попыткой распространить естественные науки за грань материальной реальности, что и стало причиной поиска нового места информации в нематериальной сфере. Эти три проблемы тесно взаимосвязаны между собой и однозначных ответов на сегодняшний день пока не имеют. Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на имеющиеся трудности, выработка единого подхода к объясненшо феномена информации является одной из насущных задач современной науки, решение которой не только необходимо с методологической точки зрения, но и способно придать мощнейший импульс решению многих актуальных научных проблем; Так почему же понятие, так широко используемое практически во всех областях знаний, до сих пор вызывает такое количество споров и дискуссий, так и не приведшее к выработке единого подхода к пониманию феномена информации. Думается, что тому есть целый ряд причин, к числу которых можно отнести отсутствие системного подхода к исследованию природы и сущности информации; разобщенность во взглядах материалистов и идеалистов и др.1 Однако, как представляется, основная причина сложившейся ситуации заключается в фрагментарности современного научного знания, в отсутствии единых подходов к построению целостной и непротиворечивой картины мироздания. Вместе с тем, переход науки к постнеклассической2 стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объеди1См.: Полонников, В.И. Указ. соч. С.13. 2 См.: Степин, B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации [Тскст]/В.С. Стенин//Вопросы философии.1989.-№ 10.-С. 3-18. 32 |
хмного времени и большая умственная работа, чтобы сформировать то общее, что есть в реальных объектах такого рода, как, например, «два человека», «две лодки» и «два камня», т.е. понятие отвлеченного числа. Изучение свойств этого абстрактного понятия легло в основу самой точной из наук математики. Мы полагаем, что такова же сущность абстрактного понятия, названного информацией. Вообще же ситуация вокруг этого вопроса напоминает старинный спор небезызвестного классика с последователями Маха и Авенариуса субъективными идеалистами. И тогда, и сейчас распространению таких нигилистических утверждений способствовал методологический тупик, когда существующие познавательные методы и теории исчерпали себя. «Материя исчезла» именно этот лозунг начала XX века, вызванный революционными открытиями физики, расшатал многовековые устои, фундамент мировоззрения. Сегодняшний лозунг, «На этот раз исчезла информация», ничего нового к проблеме не добавляет, а лишь констатирует все продолжающиеся затруднения с поиском основополагающего порядка мироустройства, краеугольным камнем которого, как считают некоторые видные представители естественнонаучного знания, является информация. Так почему же понятие, так широко используемое практически во всех областях знаний, так и не приведшее к выработке единого подхода к пониманию феномена информации, до сих пор вызывает такое количество споров и дискуссий. Думается, что тому есть целый ряд причин: отсутствие системного подхода к исследованию природы и сущности информации; попытка разработки проблемы в рамках достаточно узких областей проводимых исследований, некоторая узость во взгляде на проблему, зашоренность, высокая, по выражению Р.И. Полонникова1 , «заматериализованность»; 38 ' Полонннков Р.И. Феномен информации и информационного взаимодействия (введение в семантическую теорию информацию).C -Пб: Анатолия. 2001.С . 13. |