Проверяемый текст
Авдеева, Ирина Борисовна; Лингводидактическая концепция обучения профессиональной коммуникации иностранных учащихся инженерного профиля (Диссертация, июнь 2006)
[стр. 164]

Хотя отдельные авторы рассматривают когнитивные стили как комбинацию относительно независимых параметров, в большинстве работ обнаружены определенные эмпирические соотношения между конкретными стилевыми проявлениями, которые организуются в некоторые индивидуализированные комплексы и образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, относительно которых конкретные группы людей являются похожими или отличаются друг от друга.
Различные исследователи объединили частные индивидуальные стили в так называемые «общие стили», имеющие глубинное структурное сходство.
Несмотря на существование большого количества противопоставлений в рамках когнитивных стилей, среди исследователей распространено мнение, что возможным исходным фактором, лежащим в основе этой дихотомии, является функциональная асимметрия полушарий головного мозга.
Доказано, что левое полушарие преимущественно связано с вербальным, логическим, понятийным мышлением и оценкой временных характеристик окружающего мира, а правое полушарие — с чувственноконкретным, образным и пространственным восприятием внешней среды.
Таким образом, в основу методики обучения иностранному языку студентов технических специальностей были положены следующие приемы, учитывающие стратегии, характерные для когнитивного стиля данного контингента: 1) аутентичность использованных материалов; 2) дедуктивность, аналитичность представления материала; 3) пошаговое, концентрическое изложение материала; 4) работа строго по заранее заявленному плану; 5) внеконтекстные упражнения; 6) множественные тренировки на материале различных технических дисциплин; 7) устное выполнение всех грамматических упражнений в аудитории с дальнейшем их записыванием по памяти дома; 8) акцент на четкие инструкции, исключающие сноски 10) использование в качестве иллюстраций таблиц;
[стр. 64]

является то, что на эмпирическом уровне практически каждый стилевой параметр оказывается связанным с теми или иными личностными особенностями.
Несмотря на мнение отдельных авторов, отрицающих возможность взаимообусловленности отдельных стилевых проявлений и рассматривающих когнитивные стили как комбинацию относительно независимых факторов (G.
Clauss, МА.
Wallach, Т.А.
Widiger, R.M.
Knudson, L.G.
Rorer), «обращают на себя внимание работы, в которых обнаружены вполне определенные эмпирические соотношения между конкретными стилевыми проявлениями» (Холодная 1990: 42).
Эго полностью коррелирует с мнением пионеров данного направления, считавших, что «когнитивные стили более подобны типам, а не отдельным измерениям» (Gulford 1980: 731) и отдельные стилевые параметры всегда организуются в некоторые индивидуализированные комплексы, поэтому конкретный поведенческий акт это всегда проявление определенной комбинации отдельных когнитивных стилей (Gardner, Holzman, Klein, Linton, Spence 1959).
Доказанные в ряде исследований связи когнитивных стилей с полом, возрастом, особенностями функционирования нервной системы, позволяют от детального описания разрозненных эмпирических данных перейти к консолидации когнитивно ориентированных и личностно-ориентированных исследований и систематизации когнитивных сталей в контексте индивидуальных и, шире, групповых, типовых, сопиумных стилей деятельности.
Эмпирические данные о зависимости каждого стилевого параметра от личностных особенностей дали возможность сгруппировать иерархически связанные отдельные когнитивные стили, объединив в рамках так называемых «общих стилей».
Для нашего случая крайне важно, что понятие когнитивного стиля, с одной стороны, используется для обозначения индивидуальных различий, а с другой, для выявления типов людей в зависимости от особенностей их когнитивной организации (Моросанова 2001: 18-19).
И зарубежные, и отечественные исследователи отмечают, что индивидуальные различия в способах получения и воспроизведения информации, приемах анализа и структурирования своего окружения образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, относительно которых конкретные группы людей являются похожими или отличаются другот друга (Clauss 1978).
Конструкту когнитивных стилей отводят роль дополнительной переменной, то есть факюра межиидивидуальных различий, задающего возможности обобщения иных экспериментальных переменных (Корнилова, Парамей 1989: 146).
Установлены связи между: широким сканированием с лолезависимостью, ригидностью у одного индивида и с поленезависимосгью, гибкостью у другого; интенсивностью сканирования, 64

[стр.,95]

В русле системного подхода отечественных ученых была разработана теория «культурно-исторического» развития психики, показавшая, что познавательные процессы в значительной степени определяются социальным и культурным опытом личности, что социальная среда является фактором, определяющим речевую семантику, поэтому проблему сознания следует рассматривать в тесной связи с проблемой языка.
С позиции этого подхода локализация речевых функций рассматривается не как инвариантная, а как динамическая, а доминантность полушарий головного мозга не как состояние, а как процесс, который продолжается в течение жизни и определяется особенностями развития языка.
Наиболее актуален для нашей работы формальнодинамический подход (по А.В.
Либину), в соответствии с которым кошитивный стиль одна из составляющих индивидуального стиля, при этом форма взаимодействия индивидуума с миром детерминируется как свойствами его индивидуальности, так и семантикой фрагментов окружающей среды.
5.
Доказанные в ряде исследований связи когнитивных стилей с полом, возрастом, особенностями функционирования нервной системы и т.п., позволили перейти к систематизации когнитивных стилей и, шире, групповых, типовых, социумных стилей деятельности.
Основополагающей тенденцией кошитивистики в последнее время стало разрабатывание факторных теорий, выделяющих различные наборы стилевых параметров в рамках «общих стилей».
В отечественной науке накоплен большой материал по выявлению типичных проявлений когнитивных стилей применительно к различным видам деятельности в связи с ее особенностями.
6.
Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что индивидуальные различия в способах получения и воспроизведения информации, приемах анализа и структурирования окружающей среды образуют некоторые типичные формы когнитивного реагирования, характерные для одних и нетипичные для других.
При этом отдельные стилевые параметры всегда организуются в некоторые индивидуализированные комплексы, что позволяет выявлять типы людей в зависимости (л особенностей их когнитивной организации.
Анализ большого массива литературы в области изучения когнитивных стилей позволил нам сделать вывод о глубинной схожести всех стилевых параметров и возможности их объединения на двух противоположных полюсах, включая промежуточный, средний.
Приведенные данные выявили синонимию пар терминов, в различных классификациях обозначающих разные полюса одного «общего» стиля.
7.
Среди ученых распространено мнение, что возможным исходным фактором, лежащим в основе этой дихотомии, является функциональная асимметрия полушарий 95

[стр.,355]

гештальт-психологии, компетенция разных полушарий при решении различных задач четко разграничена: левое полушарие преимущественно связано с вербальным, логическим, понятийным мышлением и оценкой временных характеристик окружающего мира, а правое полушарие с чувственно-конкретным, образным и пространственным восприятием внешней среды.
Хотя генетически запрограммированная структурно-функциональная асимметрия человеческого мозга может на разных этапах жизни подвергаться изменению, она все же остается важной детерминантой его поведения (Грюссер, Зельке, Цинда 1995:296).
Возникновение когнитивной психологии привело к более динамическому представлению о функциях головного мозга.
Обнаружено, что левое полушарие у подавляющего большинства правшей: доминирует в активной речи (Spelly 1974); ответственно за речь, включая формальные лингвистические операции, синтаксический и фонетический анализ (Spelly, Gazzaniga, Bogen 1969); различает времена глагола, множественное и единственное число (Hillyard, Gazzaniga 1971); правильно понимает предложения со сложным синтаксисом или требующие значительной нагрузки на кратковременную вербальную память (Zaidel 1977); способно к фонетическому представлению (Levy, Trevarihen 1977; Zaidel 1976).
Уникальные особенностилевого полушария у правшей также включают: обладание тонкими программами различения временных последовательностей фонетических элементов и причинно-следственных связей, выражаемых синтаксическими средствами (Hillyard, Gazzaniga 1971); доминирование при переработке простых форм, при выявлении немногих четких деталей (Cremonini, Dc Renzi, Faglioni 1980); моментальное реагирование на слуховые сигналы (Simon 1967); определение порядка следования звуковых сигналов (Efron 1963; Mills, Rollman 1980); «словарь» для обозначения видимых объектов (Regard, Landis 1974).
Левое полушарие, «лингвистическое», отвечает за социальную ориентацию.
Люди с пораженным левым полушарием хорошо и много говорят, но в другом языковом коде, нарушая «коммуникативную конвенцию».
Это особенно важно при попадании в другую, инокультурную среду, и в частности, при изучении иностранного языка (Т.В.
Черниговская).
355

[Back]