Проверяемый текст
Авдеева, Ирина Борисовна; Лингводидактическая концепция обучения профессиональной коммуникации иностранных учащихся инженерного профиля (Диссертация, июнь 2006)
[стр. 25]

пространственного «фона».
Дальнейшие исследования показали,
что данная способность соотносится с успешностью выполнения ряда других тестов на выявление интеллектуальных способностей.
На основе этих результатов был сделан вывод о существовании более обшей особенности когнитивного функционирования, получившей название «способности преодолевать организованный контекст».
В зависимости от степени выраженности данной способности
выделились аналитический, активный подход к полю (тенденция реорганизовывать поле, расчленять его на отдельные элементы) и противоположный ему глобальный, пассивный подход к полю (тенденция следовать полю как данности).
Уиткин сделал вывод, что
поленезависимые индивиды могут применять как аналитический, так и глобальный подходы.
Они способны воспринимать объект независимо от контекста, в котором он находится.
Таким образом, «по психологическому смыслу полезависимость — поленезависимость является показателем, с одной стороны, степени ориентации при принятии решения на имеющиеся внутренние познавательные критерии, а не на внешние характеристики отображаемой ситуации и, с другой стороны, той степени свободы, с которой человек преодолевает окружающий контекст с целью выявления релевантного элемента» (Холодная 1990: 8-9).

Полезависимость соотносится с такими личностными чертами, как общительность, жизнерадостность, зависимость от социума (Cooper, Lyle 1977).
По данным психологов, поленезависимость соотносится со следующими особенностями интеллектуальной деятельности: успешностью решения задач на сообразительность («адаптивная гибкость», «функциональная фиксированность»), а также легкостью смены установки при решении задач (Witkin, Dyk,
Paterson, Goodenough, 1974); более высокой обучаемостью (Witkin, Moore, Goodenough, Сох
[стр. 342]

видимого поля оказываются жестко связанными, а детали переживаются как трудно отделимые отих пространственного «фона».
Дальнейшие исследования показали,
иго данная способность соотносится с успешностью выполнения ряда других тестов на выявление интеллектуальных способностей.
11а основе этих результатов был сделан вывод о существовании более общей особенности когнитивного функционирования, получившей название «способности преодолевать организованный контекст».
В зависимости от степени выраженности данной способности
выделялся аналитический, активный подход к полю (тенденция реорганизовывать поле, расчленять его на отдельные элементы) или противоположный ему глобальный, пассивный подход к полю (тенденция следовать полю как данности).
Уиткин сделал вывод, что
поленешвисичые индивиды могут применять как аналитический, так и глобальный подходы в условиях аконстантного восприятия (способность воспринимать объект независимо от контекста, в котором он находится).
В рамках этого универсального когнитивного измерения, которое Г.
Уиткин и обозначил как собственно когнитивный стать, полезависимостъ поленезависимость выступала уже в качестве его частного перцептивного компонента, стилевого параметра.
Далее анализ психологических свойств на полюсах когнитивного стиля «аналитичность глобальность» вывел Г.
Уиткина и его коллег на понятие «психологической дифференциации».
Психологическая дифференциация характеризует степень ясности, расчлененности, отчетливости, то есть артикулированности опыта субъекта, которая проявляется в четырех сферах: 1) когнитивном функционировании способность к структурированию поля; 2) представлении о собственном теле дифферснцированность образа своего физического «Я»; 3) развитии чувства индивидуальной обособленности способность к автономии и самодостаточности в условиях межличностного общения; 4) наличии специализированных, высокоорганизованных контролен и защит сформулированность механизмов регуляции моторной и аффективной активности (Witldn, Dyk, Faterson, Goodenough, Karp 1974).
Уровень «психологической дифференциации», проявляясь в специфичности деятельностей и опыта, предопределяет выраженность контроля над аффективными состояниями, а также характер активности в потенциально травмирующих ситуациях.
В психотравмирующих ситуациях поленезависимые индивидуумы используют специализированные защиты, основанные на активной переработке познавательного опыта (изоляцию, интеллектуализацию, проекцию), в отличие от полезависимых, склонных к использованию неспециализированных защит, базирующихся на пассивном 342

[стр.,343]

отношении к воспринимаемому эмоциогенному содержанию (вытеснения, негативизма).
Утверждается большая способность в контроле исполнительской активности и большие возможности в регуляции аффективной разрядки у индивидов, обладающих поленезависимостью (Witkin, Dyk, Paterson, Goodenough, Karp 1974).
Таким образом, «по психологическому смыслу полезависимость поленезависимость является показателем, с одной стороны, степени ориентации при принятии решения на имеющиеся внутренние познавательные критерии, а не на внешние характеристики отображаемой ситуации и, с другой стороны, той степени свободы, с которой человек преодолевает окружающий контекст с целью выявления релевантного элемента» (Холодная 1990:8-9).

Существует много работ, посвященных адекватности понимания стиля «полезависимость-поленезависимость».
Например, в 1986 году насчитывалось свыше 3 О О Оработ в области изучения данного стилевого параметра.
Поленезависимость индивидуума обнаруживает высокую автономность, стабильный образ «Я», низкий уровень социальных интересов к другим людям, более объективный подход к проблемам, устойчивость при внушении, критичность, компетентность и отчужденность (Wardell, Royce 1978).
Лоленезавиеимые субъекты характеризуются наиболее высоким уровнем моральных суждений, связанных с социальной независимостью, склонностью принимать моральные решения относительно социального окружения (Gibbs et al 1986).
Полезависимость коррелирует с такими личностными чертами, как общительность, жизнерадостность, зависимость от социума (Cooper, Lyle 1977).
По данным психологов, поленезависимость соотносится со следующими особенностями интеллектуальной деятельности: успешностью решения задач на сообразительность («адаптивная гибкость», «функциональная фиксированность»), а также легкостью смены установки при решении задач (Witkin, Dyk,
Faterson, Goodenough, Karp 1974); более высокой обучаемостью (Witkin, Moore, Goodenough, Cox 1977); высокими показателями невербального, то есть исполнительного интеллекта (Globerson 1983); гибкостью информационных процессов (Frank 1983).
Многие ученые полагают, что природа параметра «полезависимость поленезависимость» связана с проблемой полушарных взаимоотношений, в частности, поленезависимость предполагает большую выраженность степени левополушарной специализации (Silverman 1966; Witkin, Goodenough, Oltmen 1979).
Было доказано, что 343

[Back]