кривизну (Longden, Ellis, Iversen 1976); многоугольники неправильных очертаний (Heilige 1975); пространственное положение зрительных сигналов (Kimura 1969; Levy, Reid 1976); глубину в стереоскопических изображениях (Dumford, Kimura 1971); сходство или различие между непрерывными и фрагментарными контурами (Nebes 1972). Каждое полушарие обладает удивительной способностью использовать свои специфические программы для адаптивного поведения в большинстве обыденных ситуаций, однако перед лицом неординарной проблемы, когда нужен новый взгляд на реальность, а сложность задачи требует новых внутренних построений, нового творческого усилия, в работу включаются они оба (Леви 1995: 246). Вербальное осознание, то есть способность описать действия словами, возможно, представляет собой только один из процессов, сопровождающих принятие решения (Bogen 1973; Nisbett, Wilson 1977). У правого полушария более спонтанные, «нерассуждающие» реакции, тогда как левое старается согласовать их со стимулами и контролировать эмоции (Galin 1974). В формировании предпочтений и антипатий участвуют оба, хотя может преобладать либо более абстрактный интеллектуальный, либо эмоциональный тип реакций. Лицо лучше распознается правым полушарием, если воспринимается сознательно, а в аффективной (эмоциональной) оценке, видимо, участвуют оба полушария. Перцептивные и двигательные механизмы, связанные с мелодией и гармонией, чаще локализованы в подчиненном правом полушарии, тогда как ритмическая функция тесно соотносится с речевой и требует чувства такта доминантного левого полушария. Гармония, тембр и звуковысотные отношения входят в основном в компетенцию правого полушария, а ритм (и метр в поэзии) связан с левополушарной областью, контролирующей речь. |
Правое полушарие демонстрирует превосходство во многих задачах, требующих образного представления, мысленного преобразования пространственных отношений или интеграции и синтеза общей формы. Доказано, что правое полушарие в отличие отлевого: узнает звучащее слово и хорошо улавливает ассоциативные значения отдельных произносимых (или написанных) слов (Zaidel 1976); различает ориентацию линии (Atkinson, Egeth 1973; Umilta, Rizzolatti, Marzi et al 1974); может отличать одну последовательность событий от другой по ее общему сенсорному качеству при их быстрой смене, а при больших интервалах способно заучивать их порядок, перенося его в пространственную плоскость (Cremonini, De Renzi, Faglioni 1980); быстрее реагирует на простые зрительные раздражители (Bradshaw, Perriment 1970); доминирует при оценке эмоционального тона голоса (Haggard, Parkinson 1971), эмоциональной интонации речи (Ross, Mesulam 1970); имеет преимущество при оценке настроения других людей (Gardner, Ling, Flamm, Silverman 1975) и аффективной окраски их речи (Heilman, Scholes, Watson 1975); перерабатывает зрительную информацию быстрее и более обобщенно, чем левое (Levy, Trevarthen 1976), причем часть без ее вербального осознания (Hillyard, Gazzaniga 1971); доминирует в распознавании лиц; воспринимает цельные образы «гештальты». Левое полушариелучше распознает: кривизну (Longden, Ellis, Iversen 1976); многоугольники неправильных очертаний (Hellige 1975); пространственное положение зрительных сигналов (Kimura 1969; Levy, Reid 1976); глубину в стереоскопических изображениях (Dumford, Kimura 1971); сходство или различие между непрерывными и фрагментарными контурами (Nebes 1972). У здоровых людей каждое полушарие как бы соответствует особой «личности». Поскольку полушария соединены между собой, конфликтов между ними можно избежать только при наличии функционального механизма, позволяющего одному из 356 них контролировать работу другого. Эта мысль была впервые высказана более столетия назад Уинганом (Wigan 1985). Каждое полушарие обладает удивительной способностью использовать свои специфические программы для адаптивного поведения в большинстве обыденных ситуаций, однако перед лицом неординарной проблемы, когда нужен новый взгляд на реальность, а сложность задачи требует новых внутренних построений, нового творческого усилия, в работу включаются они оба (Леви 1995: 246). Вербальное осознание, то есть способность описать действия словами, возможно, представляет собой только один из процессов, сопровождающих принятие решения (Bogen 1973; Nisbett, Wilson 1977). Каждое полушарие обрабатывает зрительную информацию по-своему, как будто человеческое сознание совмещает в себе два различных познающих субъекта. Левое полушарие предпочитает известное, а правое новое и непривычное. Такая асимметрия эстетического выбора соответствует на уровне личности «любопытству» и «консерватизму» чертам, нередко вызывающим внутренний конфликт и, по-видимому, сильнозависящим от длительности предъявления объекта. Иногда это проявляется в виде «погони за модой» или «привязанности ктрадиции» (Регард, Лэндис 1995:259). Хотя левое полушарие ориентируется на знакомые стимулы, а правое на новизну, однако после осознанного восприятия предъявляемого стимула эстетическое предпочтение становится случайным, а когнитивный выбор демонстрирует превосходство правого полушария. При формировании эстетических суждений не существует «доминирования» того или иного полушария: возможен конкурентный характер эстетического и когнитивного выбора. При этом эмоциональная реакция может даже предшествовать когнитивным процессам (распознаванию) (Zaidel 1977). У правого полушария более спонтанные, «нерассуждающие» реакции, тогда как левое старается согласовать их со стимулами и контролировать эмоции (Galin 1974). В формировании предпочтений и антипатий участвуют оба, хотя может преобладать либо более абстрактный интеллектуальный, либо эмоциональный тип реакций. Лицо лучше распознается правым полушарием, если воспринимается сознательно, а в аффективный (эмоционатьной) оценке, видимо, участвуют оба полушария. Перцептивные и двигательные механизмы, связанные с мелодией и гармонией, чаще локализованы в подчиненном правом полушарии, тогда как ритмическая функция тесно коррелирует с речевой и требует интактности доминантного левого полушария. Гармония, тембр и звуковысотныс отношения входят в основном в компетенцию правого полушария, а ритм (и метр в поэзии) связан с левополушарной областью, 357 |