что удачных попыток разбиения людей на типы было не так много, среди которых принято выделять исследования таких ученых, как К. Юнг (1988), Zuckerman & Como Eysenk, A. Miller. При этом общепризнано, что «изучение типов связано, в первую очередь, с задачей прогностичности поведения в медицине и педагогике, при воспитании и обучении» (Либин 2000: 365-368). Специфической чертой типологии является наличие четкого структурного основания, по которому проводится выделение типов, а также идентификация совокупностей (кластеров) признаков, составляющих сущность рассматриваемых типов (Либин 2000: 358). В дифференциальной психологии принято выделять два основных направления классификации, условно называемые «аналитическим», базирующимся на анализе количественных характеристик определенных свойств, и «синтетическим», связанном с группировкой субъектов по типам на основе какого-либо классифицирующегося признака, включая типы личности (Теплов 1986). Начало создания научной базы для разработки типологической проблематики в психологии связывают с именем великого русского ученого И.П. Павлова и его школы, работавших в начале XX века и сделавших акцент на зависимость поведенческих проявлений у животных и у человека от различных комбинаций свойств нервной системы. Западные исследователи также уделяют должное внимание данной концепции, издана даже монография «Павловская типология» (Strelau J., Gray A.). A.B. Либин, подытоживая данные и опуская третий, смешанный или сбалансированный, тип, представляет в виде сводной таблицы (Таблица 2)«основные характеристики людей с относительным преобладанием правой или второй сигнальной системы в пространстве универсальных типологических дихотомий и конкретных индивидуально психологических признаков индивидуальности, относящихся к различным уровням ментальной иерархии» (Либин 2000: 363-364). |
5. В серии работ (М. Петцольд и Г. Никель) нашла отражение комплексная программа изучения когнитивных стилей, где определены три основных положения интеграции их разных компонентов. Благодаря применению определенных процедур анализа все стили, названные концегпуальными, были объединены в три типа: формальный, тематический и смешанный (Nickel 1985; Petzold 1985). 2.1.9.2. Типы и типологии стилей Отечественными психологами проведены исследования, отразившие аналогичные тенденции в укрупнении содержания и понимания роли когнитивных стилей. Доказано, что у каждого человека ярко выраженные свойства по определенным законам, лежащим в основе механизмов компенсации и оптимизации личностных структур, образуют кластеры, связки, сцепления, синдромы, которые в процессе трансформации в устойчивые симгтгомокомплексы дают основания для выявления типов и типологий. Под типологией обычно подразумевают набор определенных категорий, позволяющих проводить разделение людей на группы. При этом общепризнано, что «изучение типов связано, в первую очередь, с задачей прогностичности поведения в медицине и педагогике: (при воспитании и обучении)» (Либин 2000: 365-368). Специфической чертой типологии является наличие четкого структурного основания, по которому проводится выделение типов, а также идентификация совокупностей (кластеров) признаков, составляющих сущность рассматриваемых типов (Либин 2000:358). Первыми разработчиками типологической проблематики в психологии считают великого русского ученого И.П. Павлова и его школу (Slrelau J., Gray А.). «Павловская типология» строится на соотношении первой и второй сигнальных систем восприятия действительности, разделяя людей на «мыслительный» и «художественный» типы в зависимости от преобладания у них одной или другой. Разработанный Павловым конструкт «сигнальность» базируется на экспериментальном изучении нервных процессов, характеризующих сигнальную деятельность больших полушарий коры головного мозга (Павлов 1952:132). Первая сигнальная система общая у человека и животных; вторая, специфически человеческая, формируется с помощью вторичных сигналов слов. «Благодаря двум сигнальным системам и в силу данных длительно действующих разнообразных образов жизни, людская масса разделилась на художественный, мыслительный и средний типы. Последний соединяет работу обеих систем в должной мере» (Павлов 1951:464). Согласно данной типологии, люди, которых могут назвать в широком смысле «художниками», захватывают жизнь целиком, без всякого раздробления и разделения. Тип «мыслителей» воспринимает действительность аналитически, дробя её, превращая в схему, после этого снова собирая целостный образ 67 |