Проверяемый текст
Авдеева, Ирина Борисовна; Лингводидактическая концепция обучения профессиональной коммуникации иностранных учащихся инженерного профиля (Диссертация, июнь 2006)
[стр. 49]

межполушарное взаимо/действие, считают, что базисом, на котором строится процесс формирования функциональной системы второго языка, является исходный баланс межполушарного взаимодействия при реализации речевой функции на родном языке.
Но данный путь функциональной самоорганизации мозга не является абсолютным для всех людей, и при изменении межполушарного взаимодействия в пользу ведущей роли в речевых процессах правого полушария усвоение второго языка происходит по-другому.
Кроме того, в последнее время широко развивается концепция о различных когнитивных стратегиях правого и левого полушарий, согласно которой функциональные различия между полушариями связаны не столько со специализацией в отношении речевых и неречевых функций, сколько с более глобальными, принципиальными различиями в способах переработки информации: левое полушарие осуществляет переработку информации последовательно, по аналитическому принципу, правое же — параллельно, целостно, синтетически (Bever 1975; Cohen 1973;
White, White 1975; Witelson 1977).
При этом адекватный языковой
оных, получаемый в детском возрасте, способствует усилению и закреплению асимметричной организации мозга, имевшейся при рождении.
Считается, что неспособность к обучению в детстве связана с дисфункцией правого полушария.
Многими авторами возраст 5 лет отмечается как критический для становления мозговой доминантности.

Таким образом, специализация левого полушария постоянно возрастает как вторичное проявление когнитивного развития, акцентируясь в осуществлении все более широкого спектра навыков и умений, которые основываются на переработке информации по аналитическому принципу.
Как отмечено
многими исследователями (Т.
Черниговская, Г.
Деглин, Б.
Ливер и др.), логика рассуждений в современном ее понимании, возникшая еще в Древней Греции, базируется на тех механизмах, которые характерны для левостороннего мышления, а «учебные учреждения — это вербальные и
[стр. 75]

определенный характер взаимодействия полушарий (Приложение 1).
Считают, что базисом, на котором строится процесс формирования функциональной системы второго языка, является исходный баланс межполушарного взаимодействия при реализации речевой функции на родном языке.
Но данный путь функциональной самоорганизации мозга не является абсолютным для всех людей, и при изменении межполушарного взаимодействия в пользу ведущей роли в речевых процессах правого полушария усвоение второго языка происходит по-другому.
Кроме того, в последнее время широко развивается концепция о различных когнитивных стратегиях правого и левого полушарий, согласно которой функциональные различия между полушариями связаны не столько со специализацией в отношении речевых и неречевых функций, сколько с более глобальными, принципиальными различиями в способах переработки информации: левое полушарие осуществляет переработку информации последовательно, по аналитическому принципу, правое же параллельно, целостно, синтетически (Bever 1975; Cohen 1973;
While, White 1975; Witelson 1977).
При этом адекватный языковой
опыт, получаемый в детском возрасте, способствует усилению и закреплению асимметричной организации мозга, имевшейся при рождении.
Считается, что неспособность к обучению в детстве связана с дисфункцией правого полушария.
Многими авторами возраст 5 лет отмечается как критический для становления мозговой доминантности.

Предполагая доминантность левого полушария по речи потенциально фиксированной при помощи генетически запрограммированного нервного субстрата, приспособленного для переработки определенного типа информации, считают дальнейшее развитие полушарий развивающимся параллельно когнитивному развитию ребенка.
При обучении письму и чтению следует учитывать, что механизмы, осуществляющие эти функции, у взрослого и ребенка различны: на ранних этапах обучения процесс чтения в значительной степени обеспечивается перцептивными операциями (Smith 1971) и межполушарные различия минимальны, а на более поздних этапах, по мере перехода к опоре на языковые операции, межполушарные различия увеличиваются.
При этом разделение на левополушарных и правополушарных особей условно, поскольку доказано, что полушарная асимметрия мозга функциональна, но не морфологична, то есть ее можно развить (Савельев 2005: 109).
Специализация левого полушария постоянно возрастает как вторичное проявление когнитивного
развитая, акцентируясь в осуществлении все более широкого спектра навыков и умений, которые основываются на переработке информации по аналитическому принципу.
Как отмечено
75

[стр.,76]

m h o i ими исследователями (Черниговская, Деглин, Меншуткин 1982), логика рассуждений в современном ее понимании, возникшая еще в Древней Греции, базируется на тех механизмах, которые характерны для левостороннего мышления, а «учебные учреждения это вербальные и левополушарно-предпочтительные организации» (Ливер 2000: 55).
Вся современная система образования в рамках европейской культуры вообще, и в вузах инженерного профиля в частности, опирается на логические или формальные системы, на идею рациональности, что способствует развитию функций именно левого полушария и левополушарных стратегий (Авдеева 1997а: 181-182).
Итак, анализ литературы по когнитивной психологии позволил нам сделать два основных вывода: с одной стороны, о наличии врожденных предпосылок полушарной специализации и, с другой стороны, об особой роли опыта, сопровождающего процесс обучения, и в частности овладения языком, при формировании доминантности полушарий головного мозга, а следовательно, и предпочтительных стратегий.
При этом основное направление изменений полушарной асимметрии осуществляется с правого, древнего полушария на левое, логическое, рациональное, включающее в себя также «лингвистический» субстрат.
Таким образом, языковые способности, то есть способности речеиорождения и речевосприятия, развиваясь параллельно с аналитичностью, j i o i h k o h и т.п., закладываются биологически и генетически, однако формируются и развиваются социально.
Следовательно, иностранные учащиеся со сформированным инженерным мышлением, базирующемся на левополушарных стратегиях, лучше понимают инженерный дискурс и продуцируют инженерный текст, как на когнитивном, так и на вербальном уровне.
2.1.11.
Когнитивные стили в обучении РКИ Основоположник изучения когнитивных стилей Г.
Уиткин одним из первых отметил в своих исследованиях, что устойчивые различия в перцептивных стратегиях и стилях мышления влекут за собой и различия в учебной деятельности, а также влияют на выбор профессии (Hermstein, Murrau 1996).
Обучение иностранному языку включает целый комплекс когнитивных процессов, которые складываются во множество различных типов, стратегий, стилей усвоения речи.
Ориентируясь на теорию познания, методика обучения русскому языку как иностранному также обратилась в последнее время к когнитивной проблематике (JI.
Бартошсвич 1991, Т.Е.
Владимирова 2002, В.А.
Зинченко 1993, О.
Каган 1997, Г.В.
Колосницына 1993, Б.Л.
Ливер 2000, И.Ю.
Мантуе 2001, Т.К.
Мелентьева 2000, Л.В.
Фарисенкова 2000 и др.).
Следует отметить, что данный аспект в рамках задач общеобразовательной и высшей школы, рассматривая 76

[Back]