Проверяемый текст
Авдеева, Ирина Борисовна; Лингводидактическая концепция обучения профессиональной коммуникации иностранных учащихся инженерного профиля (Диссертация, июнь 2006)
[стр. 52]

При рассмотрении стилевых характеристик закономерностей технического мышления и деятельности мы опираемся на концепцию отечественной психологии о внутреннем и внешнем статусе стиля: «Взгляд на стилевую сферу как особое психологическое образование в структуре индивидуальности, имеющее свои специфические функции, дает возможность сформулировать гипотезу о статусе стиля человека, реализующегося в двух аспектах, внутреннем — через систему сопряженности индивидуально-психологических параметров, и внешнем, в форме различных типов взаимодействия индивидуума со средой» (Либин 2000: 180).
Специфика сопряженности проявляется на разных уровнях организации индивидуальности — от биохимического до межличностного, отводя стилю статус промежуточного положения между всеми психологическими образованиями (темперамент, интеллект, характер, способности).

Проявление статуса стиля человека во внешней реальности, то есть «внешний контур» стилевой сферы принято описывать в терминологии психологического интеракционизма, базирующ егося на главной теме «Личность и Ситуация» (M angusson, Endler 1997; Ross, Nisbett 1991).
Данными многих экспериментальных исследований подтверждается важность стилевых характеристик в разграничении реакций человека на физическое и социальное окружение (Lerner 1984; Thomas, Chess 1977).
Считая стиль одним из важнейш их механизмов сопряж ения индивидуума с любым видом деятельности, специалисты связывают это с вопросом о существовании неэффективных типов стиля поведения в конкретно-специфической среде.
Мы в нашей работе ориентируемся на немногочисленную группу отечественных исследователей, полагающих, «что
«надситуативность» изучаемых различий не означает исключения влияния стабильных ситуаций отличающихся продолжительностью существования в жизненном пространстве субъекта на формирование многих индивидуальных
[стр. 84]

настоящее время среди детерминант индивидуального стиля интеллектуальные факторы и особенности самооценок и мотивации» (Моросанова 2001:22).
2.1.12.2.
Детерминанты когнитивного стиля специалистов инженерного профиля Несмотря на открытость вопроса, влияет ли типичная профессиональная деятельность на формирование у человека образа мира или человек предпочитает определенные виды деятельности в соответствии со своим видением мира, типом миропонимания и мироотношения, есть множество данных и обоснованных мнений, что приобщение к профессии влияет на личность в целом, а «профессиональная установка влияет на восприятие профессионалами окружающих условий, в частности, на восприятие ими других людей» (Климов 1995: 199).
«Нет “личности вообще”, а есть личность человека с определенным опытом деятельности, образом жизни, стереотипами сознания, имплицитным (индивидуально-своеобразным, внутренним) выражением себя и других, мира в целом; и все это помечено модальностью профессиональной принадлежности» (Климов 1995:25).
При рассмотрении стилевых характеристик закономерностей
инженерного мышления и деятельности мы опираемся на концепцию отечественной психологии о внутреннем и внешнем статусе стиля: «Взгляд на стилевую сферу как особое психологическое образование в структуре индивидуальности, имеющее свои специфические функции, дает возможность сформулировать гипотезу о статусе стиля человека, реализующегося в двух аспектах, внутреннем через систему сопряженности индивидуально-психологических параметров, и внешнем, в форме различных типов взаимодействия индивидуума со средой» (Либин 2000: 180).
Специфика сопряженности проявляется на разных уровнях организации индивидуальности от биохимического до межличностного, отводя стилю статус промежуточного положения между всеми психологическими образованиями (темперамент, интеллект, характер, способности).

Выявленная опосредующая функция стиля, сопрягающая характеристики различных подструктур индивидуальности, обусловлена природой стилевого симптомокомплекса, центральным звеном которого являются стратегии предпочтения (Либин 2000:183).
В процессе изучения «внутреннего контура» стилевой сферы было установлено наличие существенного влияния на процесс стилеобразования конституциональных компонентов свойств нервной системы и темперамента, что полностью коррелирует с теорией о существовании особого класса формально-программных свойств психики, охватывающего общие звенья наиболее сложных, в том числе и социально-групповых, программ поведения (Русалов 1991).Проявление статуса стиля человека во внешней реальности, то есть «внешний контур» стилевой сферы принято описывать в 84

[стр.,85]

терминологии психологического интеракционизма, базирующегося на главной теме «Личность и Ситуация» (Mangusson, Endler 1997; Ross, Nisbett 1991; Lemer 1984; Thomas, Chess 1977).
Считая когнитивный стиль одним из важнейших механизмов сопряжения индивидуума с любым видом деятельности, специалисты связывают это с вопросом о существовании неэффективных типов стиля поведения в конкретно-специфической среде.
Большинство дифференциально-психологически ориентированных исследований обходит стороной проблематику влияния конкретных ситуативных переменных на формирование индивидуальных и групповых различий.
Ставя вопрос о дихотомическом ракурсе «или или»: власть ситуации или Природы, авторы подобных работ нередко отождествляют ситуативную переменную с «ситуационностью», траюуемой как переменчивость, нестабильность, неустойчивость проявлений.
Мы в нашей работе ориентируемся на немногочисленную группу отечественных исследователей, полагающих, «что
“над-ситуативность” изучаемых различий не означает исключения влияния на формирование многих индивидуальных особенностей стабильных ситуаций отличающихся продолжительностью существования в жизненном пространстве субъекта», а «...
влияние ситуативного фактора может быть не менее, а иногда и более значительным в формировании стабильных различий между людьми, чем наследственная обусловленность» (Либин 2000: 293).
Под структурой взаимодействия компонентов природных и социальных воздействий понимают «“место встречи” грех идущих из разных областей знаний векторов: а) природной предрасположенности; б) прижизненно сформированной склонности и в) специфики конкретной ситуации» (Либин 2000:394).
Если понимать под «спецификой конкретной сшуации» процесс обучения в вузе инженерного профиля, а под «прижизненно формируемой склонностью» профессиональную инженерную деятельность, то данная психологическая концепция представляется особенно уместной.
По сведениям отечественных ученых, «есть достаточно редкий и ценный признак, по которому описания профессий типа «человек техника» лидируют» это количество «указаний на качества, которые профессия развивает у человека или позволяет обнаружить».
В отличие от широко распространенного хода мысли в иных областях, в области взаимодействия с техникой «“в именительном падеже” здесь оказывается не человек, а профессия» (Климов 1995: 88).
В рамках нашей работы целесообразно рассмотрение когнитивного стиля специагистов инженерного профиля «как эффекта интегрального взаимодействия субъекта и объекта» (Климов 1995: 25), который зависит от типологических свойств, но может изменяться и под влиянием изменения условий деятельности.
85

[Back]