характеризующийся современными взглядами на природу речевой коммуникации, принципы и категории ее анализа, базируется на новой онтологии — так называемой «онтологии Выготского». В рамках данного подхода используют дискурсивный анализ (discourse analysis, Diskursanalyse, анализ дискурса, дискурс-анализ) — определенную процедуру исследования, при которой поиск эквивалентов проводится главным образом не на языковом уровне, а на уровне дискурсов, то есть выявляя как вербальные компоненты, так и прагматические, экстралингвистические факторы. В связи с этим наряду с термином «текст» получил широкое распространение и новое толкование термин «дискурс». В научной и методической литературе последних лет достаточно активно обсуждается терминологическая проблема о соотношении текста и дискурса. Изучение дискурса в последнее время акцентировано на анализе художественного дискурса в его различных проявлениях. Под дискурсом в широком смысле понимают социальный процесс, в который включен текст. Дискурс и текст — два взаимодополняющих понятия, относящиеся к одной и той же действительности. Дискурс дает реальный взгляд с точки зрения социального процесса, текст — с точки зрения процесса лингвистического. В лингводидактике эти компоненты трактуются аналогично. В теории коммуникации все виды коммуникативных дискурсов и текстов реализуются в рамках коммуникативного пространства В научной литературе иод дискурсом в широком смысле понимают социальный процесс, в который включен текст, где текст является конкретным материальным объектом, получаемым в дискурсе (Hodge, Kxess 1998). При этом все три составляющие находятся в динамическом взаимосоответствии: изменение действительности влечет за собой изменение текста и дискурса; появление новых текстов о том же аспекте действительности приводит к вероятности вариативности дискурса; реализация другого дискурса в коммуникации заставляет ее участников |
3.2. Три компонента коммуникации В научной литературе по теории коммуникации под дискурсом в широком смысле понимают социальный процесс, в который включен текст, где текстявляется конкретным материальным объектом, получаемым в дискурсе (Hodge, Kress 1998). Таким образом, дискурс и тексг два взаимодополняющих понятия, относящихся к одной и той же действительности. Дискурс даег реальный взгляд с точки зрения социального процесса, текстс точки зрения процесса лингвистического (Почепцов 2001:293). В лингводидакгике по концепции ЮР.. Прохорова эти компоненты трактуются аналогично: «реальная коммуникация содержит три не слиянные, но и не расторжимые составляющие: фигуру действительности, в сфере которой и на основаниях которой она осуществляется; текст обеспечивающий ее содержательно-языковую основу и дискурс обеспечивающий содержательно-речевую основу. Можно, безусловно, говорить о некотором примате фигуры действительности. Но при этом все три составляющие находятся в динамическом взаимосоответствии: изменение действительности влечет за собой изменение текста и дискурса; появление новых текстов о том же аспекте действительности приводит к вероятности вариативности дискурса; реализация другого дискурса в коммуникации заставляет ес участников обращаться к другим текстам и иной оценке фигуры действительности и т.д.» (Прохоров 2003:37). На основании данного ракурса рассмотрения, Ю.Е. Прохоров дает свою формулировку трех компонентов коммуникации: «Экстравертивная фигура коммуникации дискурс: совокупность вербальных форм практики организации и оформления содержания коммуникации представителей определенной лингвокультурной общности. Интровергивная фигура коммуникации текст: совокупность правил лингвистической и экстрапингвистической организации содержания коммуникации представителей определенной лингвокулыурной общности. Материальная фигура коммуникации действительность: совокупность материальных условий осуществления коммуникации представителей данной лингвокулыурной общности» (Прохоров 2003:38). Таким образом, «структура коммуникации содержит три взаимосвязанных составляющих, находящихся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии: шпровертивную фигуру текст, экстравертивную фигуру дискурс, реальную фигуру действительность ситуации общения» (Прохоров 2003: 50). При этом итпровертивная фигура коммуникации текст может существовать в коммуникации в различных состояниях: реальный текст латентный тексг квазитекст виртуальный текст (Прохоров 2003: 59). Аналогичным образом и экстравертивная фигура может быть 182 |