33 энтности. Человек возвращается к здоровью, возвращая себе подавленные 43 или отрицавшиеся части себя, и открывая внутренний «локус контроля» . Личность, по мнению А. Маслоу, сама создает иерархию потребностей и способна к усилию, необходимому для перехода на уровень метамотивации. Он определяет неврозы и психологическую неприспособленность как «болезни лишенности», т.е. основной механизм развития болезни это неудовлетворение базовых потребностей, что приводит к фрустрации и препятствует самоактуализации. Принципы и ценности человека отчаявшегося и человека психологически здорового различаются в восприятии (интерпретации) физического, социального и собственного психологического мира, организация которого непосредственно связана с индивидуальной системой ценностей. Депривированной (базальнонеудовлетворенной) личности мир представляется полным опасности. Самоактуализированных людей А. Маслоу определяет как здоровых, способных к восприятию фактов (в отличие от склонности к восприятию мира через призму устоявшихся мнений или представлений); их притягивает неструктурированность и еще неоткрытые истины; они открыты для опыта и склонны к риску; у них отсутствует чувство вины и стыда (способность принимать себя и не огорчаться по поводу своих недостатков). Здоровый человек испытывает дискомфорт только тогда, когда видит, что реальный ход вещей отклоняется от возможного, достижимого. Основные характеристики здорового человека это спонтанность, простота, естественность; служение в противоположность эгоцентрическим тенденциям; отстраненность, потребность в уединении; автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность; способность радоваться жизни; целостная (интегрированная) система ценностей. «Удовлетворение стремления к развитию делает человека 43 Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая ред. А.А. Реана СПб., 2000. С. 70. |
37 дение человека [180]. Жизненная концепция может быть внутренне конфликтной и противоречивой, это указывает на сниженные адаптационные возможности. Что является основной причиной неврозов, алкоголизма, наркомании и др. личностных расстройств. Причины возникновения аддикции согласно гуманистическим концепциям кроятся в сниженном «локусе контроля», утрате или отсутствии смысла жизни и фрустрации значимых потребностей. Личность они характеризуют как человека-в-процессе, открытого новому опыту, в ситуации «здесь и сейчас», стремящегося к саморазвитию внутренних побуждений и способности принимать решения (К.Роджерс). Я-концепция (самость) задает направления поисковой активности. Также существует идеальная самость -представление о себе, каким бы индивид хотел бы себя видеть. Личность сама создает иерархию потребностей и способна к усилию (А.Маслоу) (таблица 3). Для иерархической системы потребностей существует такое правило: следующая ступень мотивационной структуры имеет смысл лишь тогда, когда удовлетворены предыдущие [106, 107]. Метамотивация касается поведения, вызванного потребностями и ценностями личностного роста. Неврозы и психологическая неприспособленность определяются как «болезни лишенности», т.е. основной механизм развития болезни это неудовлетворение базовых потребностей, что приводит к фрустрации и препятствует самоактуализации. Таблица 3 Иерархия потребностей (Маслоу, 1954) Уровни Виды потребностей Физиологический (первичные потребности) 1. Дефицитарные потребности: голод, жажда, секс, избегание опасности. 2. Потребности в принятии и любви: аффиляция, защищенность, отсутствие страха Психологический (вторичные потребности) 3. Потребность в уважении: компетентность, принятие, признание 4. Когнитивные потребности: знание, понимание, новизна 5. Эстетические потребности: симметрия, порядок, красота 6. Самоактуализация 7. Вершинные переживания 38 В подростковом возрасте обостряется проблема смысла жизни (В.Франкл). Подростку нужно найти смысл жизни, найти, а не взять «Смысл должен быть найден, он не может быть создан», пишет В.Франкл [142]. На основе данных наблюдения за узниками концлагерей, он сделал вывод, что наибольшие шансы выжить были у тех, кто направлен в будущее. Человек без «внутреннего стержня» легче попадает в зависимость. Состояние опьянения это состояние условного удовлетворения, т.к. истинная радость не может быть самоцелью. Каждый опыт неконгруентности между самостью и реальностью ведет к возрастающей уязвимости личности, что приводит к усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруентности [142, 150, 151]. Человек может познать свою Самость только через других, а условие ценности создает разрыв между Самостью и представлением о Самости. Человек возвращается к здоровью, возвращая себе подавленные или отрицавшиеся части себя и открывая внутренний «локус контроля». То, что наркоманы, несмотря на свои страдания, все равно возвращаются к наркотикам, говорит о нерешенности своих проблем (Г.Олпорт). Эти люди жертвы установки «магического мышления»: с точки зрения человека субъективная реальность абсолютна и безусловна, она важнее, чем реальность внешняя. К наркотику приводит фрустрация, одиночество, отчуждение [123]. Наркоман нуждается в том, чтобы чувствовать себя всемогущим, его зависимость это образ жизни. Только изменение мировоззрения способно избавить его от зависимости. Здоровый человек характеризуется спонтанностью, простотой и естественностью; служением в противоположность эгоцентрическим тенденциям; отстраненностью, потребностью в уединении; автономностью, независимостью от культуры и среды, волей и активностью; способностью радоваться жизни; целостной (интегрированной) системой ценностей. «Удовлетворение стремления к развитию делает человека здоровым», |