36 I своих детей и используют их для компенсации своей личной незавершенности, формируя зависимую форму отношений. Основатель техники реконструкции личности, получившей название «психосинтез», Р. Ассаджиоли выделяет пять критических стадий на пути к достижению полного духовного сознания: кризисы, предшествующие духовному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовного пробужде46 ния; «темная ночь души» . Описание кризиса, предшествующего духовному пробуждению близко к описанию кризиса подросткового возраста. В подростковом возрасте человек впервые начинает задумываться о смысле жизни, о смысле своего существования, о справедливости и об истоках страданий, о цели существования человечества вообще. В период этого кризиса человек испытывает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты, которая может быть вызвана разочарованиями от прежних представлений о будничной, реальной жизни. «В ходе этой борьбы, пишет Р.Ассаджиоли, некоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадно ищут новых занятий, возбуждений и ощущений. Иногда таким путем удается приглушить свое беспокойство, но почти никогда не удается избавиться от него совсем». Если не увидеть и не направить это неосознанное, в данном случае с точки зрения подростка, беспокойство на развитие и личностную трансформацию, то через какое-то время из подавленного оно станет актуальным и будет дезорганизовывать жизнь, внутренняя пустота окажется еще более невыносимой. Р.Ассаджиоли использует понятие жизненной ориентации как основного направления жизни человека. Человек делает свой выбор на основе того, что он уже осознает и будет действовать в соответствии с тем, что отвечает желаниям его души. Злоупотребление наркотиками рассматривается как личностное поведение, направленное на изоляцию от общества, где личность не признана. 46 Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1997. С. 39. |
40 возможность реализации в рамках указанных социумом границ собственной внутренней сущности. Однако, большинство взрослых считает себя образцом для своих детей и используют их для компенсации своей личной незавершенности, формируя зависимую форму отношений. Основатель техники реконструкции личности, получившей название «Психосинтез» Р. Ассоджиоли описывает кризиса, предшествующего духовному пробуждению близко к описанию кризиса подросткового возраста [11, 12]. В подростковом возрасте человек впервые начинает задумываться о смысле жизни, о смысле своего существования, о справедливости и об истоках страданий, о цели существования человечества вообще. В период этого кризиса человек испытывает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты, которая может быть вызвана разочарованиями от прежних представлений о будничной, реальной жизни. «В ходе этой борьбы, пишет Р.Ассоджиоли, некоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадно ищут новых занятий, возбуждений и ощущений. Иногда таким путем удается приглушить свое беспокойство, но почти никогда не удается избавиться от него совсем» [11; 57]. С этим кризисом связано еще и пробуждение этического сознания, усложняются моральные категории сознания. Это может найти свое выражение в развитии чувства вины. В таком состоянии человек очень легко может решить вопрос о прекращении своего физического состояния, т.е. возрастает риск суицида. Само переживание этого начального духовного кризиса похоже на определенные симптомы психоастении и невростении (утрата функционирования в реальности, истощение, нервное напряжение, бессонница, расстройства пищеварения и др.). Р.Ассоджиоли используется понятие жизненной ориентации как основного направления жизни человека [143]. Человек делает свой выбор на основе того, что он уже осознает, и будет действовать в соответствии с тем, что отвечает желаниям его души. Злоупотребле |