Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 100]

100 Исходными положениями разработанной нами программы художественно-эстетического воспитания учащихся младших классов средствами татарского изобразительного искусства являются: доступность содержания программы возрастным особенностям школьников; разнообразие и соответствие изучаемого материала интересам, вкусам и потребностям учащихся; системность и постепенное усложнение материала как в течение одного года, так и по прошествии всего периода обучения; развитие художественно-творческих способностей учащихся в процессе изучения татарского декоративно-прикладного искусства; использование не только индивидуальной, но и коллективной формы работы с учащимися (создание коллективного панно); обеспечение межпредметных связей и связи школьного и семейного воспитания в процессе приобщения подрастающего поколения к национальной культуре и искусству татарского народа; обучение учащихся проектной деятельности (см.
приложение №4) Использование в нашей опытно-экспериментальной работе форм художественно-эстетического воспитания имело свои определенные особенности, в том числе: синтез индивидуальной и групповой форм художественноэстетической деятельности учащихся на уроке; проведение отдельных уроков в краеведческих музеях и на выставках произведений народного художественного творчества; посещение мастерских татарских народных художниковприкладников, скульпторов, живописцев, графиков, дизайнеров, архитекторов;
[стр. 161]

при решении поставленных в опытно-экспериментальной работе задач целесообразность выбора тех или иных методов обучении была, прежде всего, связана с принципами поэтапности и систематичности в художественно-эстетическом воспитании школьников (впрочем, как и разработка содержания и программы); изучение татарского декоративно-прикладного искусства, в отличие от других видов учебного материала, требует особой подачи, приемов и способов предъявления и усвоения детьми, поэтому формы, методы и приемы должны соответствовать содержательному компоненту процесса художественно-эстетического воспитания учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
Общеизвестно, что в учебно-воспитательном процессе формы воспитания должны функционировать в тесном взаимодействии и обеспечивать достижение единой цели.
При этом каждая из форм воспитания представляет собой единство общего, особенного и единичного.
Общее обусловлено тем, что все формы воспитания направлены на решение общих целей воспитание и развитие учащихся.
Общность условий и цели определяет и общность различных форм воспитания все они строятся на основе уважительного отношения к личности воспитуемого, признания его индивидуальности, прав и свобод, опираются на потенциальные личностные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его формирования.
Особенное состоит в том, что те или иные формы воспитания осуществляются в определенной среде жизнедеятельности учащихся.
Использованные в нашей опытноэкспериментальной работе формы обучения и воспитания имели свои определенные особенности, в том числе: синтез индивидуальной и групповой форм художественно-эстетической деятельности учащихся на уроке; проведение отдельных уроков в краеведческих музеях и на выставках произведений народного художественного творчества; посещение мастерских татарских народных художников-прикладников, 161

[стр.,184]

к которым способствует развитию их художественноэстетической воспитанности, формированию национального самосознания, любви и уважения к культурно-историческим традициями своего народа; в существующих программах уделено недостаточное внимание народному (в частности, татарскому) декоративно-прикладному искусству; в проанализированных программах рассмотрены не* все аспекты содержания татарского декоративно-прикладного искусства; не разработаны формы, методы и приемы художественноэстетического воспитания школьников средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
3).
Исходными положениями разработанной нами программы
изучения учащимися 1-7 классов татарского декоративно-прикладного искусства являются: доступность содержания программы возрастным особенностям школьников; разнообразие и соответствие изучаемого материала интересам, вкусам и потребностям учащихся; системность и постепенное усложнение материала как в течении одного года, так и по прошествии всего периода обучения; развитие художественно-творческих способностей учащихся в процессе изучения татарского декоративно-прикладного искусства; использование не только индивидуальной, но и коллективной формы работы с учащимися; обеспечение межпредметных связей и связи школьного и семейного воспитания в процессе приобщения подрастающего поколения к национальной культуре и искусству татарского народа.
184

[стр.,185]

4).
Использованные в нашей опытно-экспериментальной работе формы художественно-эстетического воспитания имели свои определенные особенности, в том числе: синтез индивидуальной и групповой форм художественноэстетической деятельности учащихся на уроке; проведение отдельных уроков в краеведческих музеях и на выставках произведений народного художественного творчества, посещение мастерских татарских народных художниковприкладников; проведение уроков-«погружение» в среду художественноэстетических ценностей татарского народа; проведение театрализованных уроков; проведение уроков творчества.
Методам, использованным в нашей опытно-экспериментальной работе, присущи определенные особенности, в том числе: интегративность (связь уроков изобразительного искусства, декоративного труда, музыки, родного языка, истории родного края и т.д.); синтез различных видов татарского народного искусства на уроке; материальная наглядность (ибо воздействие «живой» вещи на ученика сильнее, чем ее фотографии или репродукции); использование реальных материалов, из которых учащиеся на уроке изготавливают декоративные изделия; комбинирование различных материалов и приемов их художественной обработки при изготовлении декоративных изделий с использованием традиций татарского декоративноприкладного искусства; изготовление учащимися общественно полезных произведений художественно-эстетической деятельности (сувениров, подарков, 185

[Back]