Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 101]

101 проведение уроков «погружение» в среду художественноэстетических ценностей татарского народа; проведение театрализованных уроков; проведение уроков творчества.
Методам, использованным в нашей опытно-экспериментальной работе, присущи определенные особенности, в том числе: интегративность (связь уроков изобразительного искусства, декоративного труда, музыки, родного языка, истории родного края,
литературы, биологии, информатики); синтез различных видов самобытного народного искусства на уроке; материальная наглядность (ибо воздействие «живой» вещи на ученика сильнее, чем ее фотографии или репродукции); комбинирование различных материалов и приемов их художественной обработки при изготовлении декоративных изделий с использованием традиций татарского декоративно-прикладного искусства.
Обучение в 1 классе строится на основе программы Б.М.Неменского с включением изучения национальных народных традиций и цветового колорита произведений татарских художников.
Работая по системе Б.М.Неменского, учитель имеет большие возможности для выбора иллюстративного материала.
Следуя тематике уроков, учитель может варьировать целями урока (для поиска нового, более яркого звучания той или иной темы).
Начальный опыт обучения изобразительному искусству сводится к постепенному знакомству детей с миром прекрасного.
На наш взгляд, очень логично в этой связи использовать демонстрацию живой природы в сочетании с пейзажами художников.
В этом случае предоставляется возможность постепенного ввода ребенка в мир искусств, полного
[стр. 162]

проведение уроков-«погружение» в среду художественно-эстетических ценностей татарского народа; проведение театрализованных уроков; проведение уроков творчества.
При проведении опытно-экспериментального исследования нами были использованы методы как традиционные (которые, как принято считать, чаще всего носят репродуктивный характер передача готового знания), так и методы развивающего характера, направленные на всемерное развитие самостоятельных возможностей ребенка.
Кроме того, мы применили и методы, которые можно назвать нетрадиционными, ибо они отличаются достаточной новизной.
На основе полученных нами выводов и систематизируя всю совокупность использованных в нашей опытно-экспериментальной работе методов и приемов, нами было выделено несколько групп методов (при этом мы использовали разработанные Явгильдиной З.М.
методы музыкатьноэстетического воспитания 407, с.142): 1).
Традиционные методы обучения (сюда можно отнести рассказ и беседу как способы накопления теоретических, исторических, искусствоведческих знаний о татарском декоративно-прикладном искусстве; иллюстрацию произведений татарского декоративно-прикладного искусства; практические занятия по изготовлению декоративных изделий).
2).Методы проблемно-творческого характера (сравнение и сопоставление сходных или контрастных образов в различных жанрах татарского декоративно-прикладного искусства; определение произведения татарского народного творчества среди предложенных трех произведений декоративноприкладного искусства других народов).
3).
Методы создания специальных эстетических ситуаций «погружение в среду художественно-эстетических ценностей» (наполнение окружающей учебной среды учащихся предметами быта татарского народа, элементами национального костюма, звучание в процессе занятия татарских мелодий и

[стр.,166]

интегративность (связь уроков изобразительного искусства, декоративного труда, музыки, родного языка, истории родного края и т.д.); синтез различных видов татарского народного творчества на уроке; материальная наглядность (ибо воздействие «живой» вещи на ученика сильнее, чем ее фотографии или репродукции); использование реальных материалов, из которых учащиеся изготавливают декоративные изделия; комбинирование различных материалов и приемов их художественной обработки в одном изделии при изготовлении декоративных изделий с использованием традиций татарского декоративно-прикладного искусства; изготовление учащимися общественно полезных произведений художественно-эстетической деятельности (сувениров, подарков, элементов оформления интерьера школы, декорации школьного кукольного театра).
Использованные нами в работе с учащимися методы обучения могут быть охарактеризованы и с точки зрения поэтапности развития художественноэстетической воспитанности школьников.
Так, на подготовительном этапе учащиеся знакомятся с отдельными видами татарского декоративно-прикладного искусства и историей их развития.
На развивающем этапе школьники осваивают различные способы художественной обработки материалов, применяемые в декоративно-прикладном искусстве татарского народа, читают стихи, пословицы, слушают песни, посвященные произведениям татарского декоративно-прикладного искусства.
Так например, на уроках использовались фрагменты стихотворения Нурзии Сергеевой «Эбиемнен сандыгы» («Бабушкин сундук»), звучали татарские народные мелодии и песни в исполнении татарских певцов («Башмагым» и т.д.).
Основной этап включал в себя изготовление декоративных изделий с применением традиций татарского декоративно-прикладного искусства, выполнение коллективной работы по оформлению классной комнаты и т.д.
Таким образом, проводившиеся в опытно-экспериментальной работе уроки отличались своей спецификой.
В приложениях диссертации даны 166

[стр.,185]

4).
Использованные в нашей опытно-экспериментальной работе формы художественно-эстетического воспитания имели свои определенные особенности, в том числе: синтез индивидуальной и групповой форм художественноэстетической деятельности учащихся на уроке; проведение отдельных уроков в краеведческих музеях и на выставках произведений народного художественного творчества, посещение мастерских татарских народных художниковприкладников; проведение уроков-«погружение» в среду художественноэстетических ценностей татарского народа; проведение театрализованных уроков; проведение уроков творчества.
Методам, использованным в нашей опытно-экспериментальной работе, присущи определенные особенности, в том числе: интегративность (связь уроков изобразительного искусства, декоративного труда, музыки, родного языка, истории родного края
и т.д.); синтез различных видов татарского народного искусства на уроке; материальная наглядность (ибо воздействие «живой» вещи на ученика сильнее, чем ее фотографии или репродукции); использование реальных материалов, из которых учащиеся на уроке изготавливают декоративные изделия; комбинирование различных материалов и приемов их художественной обработки при изготовлении декоративных изделий с использованием традиций татарского декоративноприкладного искусства; изготовление учащимися общественно полезных произведений художественно-эстетической деятельности (сувениров, подарков, 185

[Back]