125 уровень составлял 23%; однако средний уровень в КК был на 7,8% выше, чем в ЭК, в которых средний уровень художественноэстетической деятельности показали 23 школьника (46%). Низкий уровень в ЭК составлял 30%, что было выше, чем в контрольных классах, в которых этот уровень показали 23% учащихся. Таким образом, данные в начале эксперимента в экспериментальных и контрольных классах оказались приблизительно одинаковыми. Параллельно проводился первичный срез и среди учащихся третьих классов. В ходе нашего изучения было выяснено, что учащиеся 3-их классов, в принципе, хорошо разбираются в видах изобразительного искусства, неплохо обстоит дело и с видами декоративного украшения, однако, народное декоративно-прикладное искусство учащиеся знают несколько хуже. Либо по незнанию, либо по забывчивости, но лишь 34,2% учащихся в КК и 33,8% школьников в ЭК в качестве предмета народного искусства называли, в основном, русскую народную игрушку (дымковскую, каргопольскую, филимоновскую), орнамент русской прялки, восточные ковры, элементы украинского, русского народного костюма, расписные жостовские подносы, шкатулки, украшенные Палехом и т.д.; 17,2% учащихся в КК и 14,7% школьников в ЭК называли элементы татарского национального костюма (ичиги, калфак, тюбетейка). Оценка полученных данных производилась следующим образом: учащийся правильно определил все три вида изобразительного искусства «5», правильно названы два вида «4», назван один вид, либо не назван ни один «3»; аналогичным образом оценивалось и второе задание (виды изобразительного искусства). Обобщая полученные результаты ответов на 7 вопрос анкеты, нами было |
познакомились либо на занятиях художественного кружка, либо просто видели их (на уроках, в книге, на плакате, на фотографии и т.д.) и запомнили. При оценке данного задания мы придерживались следующих критериев: применена стилизация модульных форм, использованы элементы татарского орнамента, работа имеет законченный вид, выполнена аккуратно, красочно высокий уровень; применена стилизация форм (либо использованы не совсем стилизованные модули) и работа имеет завершенный, достаточно аккуратный вид, но при составлении орнамента не использованы элементы татарского узора средний уровень; в работе стилизация модульных форм не применена, как правило, выполнена неряшливо и без использования элементов татарского орнамента; либо ученик совсем не справился с заданием низкий уровень. Результаты выполнения данного задания приведены в следующей таблице: Таблица 3. Первоначальный уровень художественно-эстетической деятельности учащихся начальных классов Кл. К-во Уровень учвысокий средний низкий ; ся кол-во % кол-во % кол-во % ЭК-1 50 12 24 23 46 15 30 КК-1 52 .. 12 23,1 28 53,8 12 23,1 Как видно из таблицы, высокий уровень художественно-эстетической деятельности в ЭК показали 12 человек (24%), а в КК этот уровень составлял 23%; однако средний уровень в КК был на 7,8% выше, чем в ЭК, в которых средний уровень художественно-эстетической деятельности показали 23 школьника (46%). Низкий уровень в ЭК составлял 30%, что было выше, чем в контрольных классах, в которых этот уровень показали 23% учащихся. Таким образом, данные в начале эксперимента в экспериментальных и контрольных классах оказались приблизительно одинаковыми. 153 Параллельно проводился первичный срез и среди учащихся пятых классов (см. анк.в прил.№№ 19,21,25). Итак, вопросы №№ 1, 2 и 7 были посвящены познаниям пятиклассников в области изобразительного, декоративного и народного декоративноприкладного искусств. В ходе нашего изучения было выяснено, что учащиеся пятых классов, в принципе, хорошо разбираются в видах изобразительного искусства, неплохо обстоит дело и с видами декоративного украшения, однако, народное декоративно-прикладное искусство учащиеся знают несколько хуже. Либо по незнанию, либо по забывчивости, но лишь 34,2% учащихся в КК и 33,8% школьников в ЭК в качестве проявления народного искусства называли, в основном, русскую народную игрушку (дымковскую, каргопольскую, филимоновскую), орнамент русской прялки, восточные ковры, элементы украинского, русского народного костюма, расписные жостовские подносы, шкатулки, украшенные Палехом и т.д.; 17,2% учащихся в КК и 14,7% школьников в ЭК назвали элементы татарского национального костюма (ичиги, калфак, тюбетейка). Оценка полученных данных производилась следующим образом: учащийся правильно определил все три вида изобразительного искусства «5», правильно названы два вида «4», назван один вид либо не назван ни один «3»; аналогичным образом оценивалось и второе задание (виды декоративного искусства); обобщая полученные результаты ответов на 7 вопрос анкеты, нами было выявлено 3 уровня познаний пятиклассников в области народного декоративно-прикладного искусства высокий, средний и низкий. Все данные первичного среза отображены в следующей таблице: |