Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 127]

127 предметов быта указанных народов.
Как показало наше изучение, ребята сравнительно хорошо знакомы как с интерьером русского дома, так и с внутренним убранством татарского сельского жилища.
Если отбросить названную учащимися современную бытовую технику и мебель,
то в качестве предметов быта татарского народа чаще всего назывались самовар, печь, сундук, занавески.
К интерьеру русского
жилища школьники причислили иконы, ларцы, печь, самовар, подносы.
Вопрос № 4 анкеты был посвящен национальному костюму различных народов; школьники должны были правильно определить национальную принадлежность трех предложенных им элементов костюмов.
Результаты были получены следующие: 53,8% учащихся (14 человек) из КК и 53,6% школьников (15 человек) из ЭК правильно определили два или три элемента костюма, остальные
третьеклассники (10 человек в КК и 13 человек в ЭК) один либо вовсе не справились с заданием.
Это говорит о том, что лишь чуть больше половины опрошенных учащихся достаточно хорошо знакомы с татарским национальным костюмом, традиционными ювелирными украшениями татарского народа.

Таким образом, как показало наше изучение, знание
учащимися особенностей национальной архитектуры оставляет желать лучшего.
Не лучшим образом школьники ответили и на шестой вопрос анкеты, который был посвящен оригинальному, можно сказать, уникальному, жанру татарского
искусства шамаилю.
Было выяснено, что практически учащиеся не только не знают, для чего предназначено данное произведение, но даже никогда и не слышали о нем.
Лишь 2 человека в КК (7,7%) смогли более или менее объяснить, что «это хорошие слова, написанные по-арабски», одна девочка в ЭК
(Гильмеева)
[стр. 155]

Таблица 4.
Уровень художественно-эстетической образованности учащихся средних классов в начале эксперимента [Класс К-ВО Виды изо искусства Виды декор.искусства Нар.
ДПИ ..
_уч-ся «5» * «4» «3» «5» «4» «3» Уровень % к % К % К % к % к % к % выс ср.
НИЗ ЭК -5 28 13 46,4 10 35,7 5 17,9 9 32,1 14 50 5 17,9 28,6 35,7 35,7 КК-5 26 12 46,2 10 38,5 4 15,4 8 30,7 14 53,8 4 15,4 30,8 30,8 J 38.5 1 Как видно из таблицы, исходные данные в контрольном и экспериментальном классах приблизительно одинаковы.
Например, высокий уровень знаний в области народного декоративно-прикладного искусства в контрольном классе составлял 30,8% от общего количества учащихся, а в экспериментальном классе 28,6%; он был ниже в ЭК на 2,2%.
Средний уровень в КК показало также 30,8% человек, что было, однако, ниже чем в ЭК, в котором средний уровень составлял 35,7%.
Низкий уровень знаний учащихся в области народного декоративно-прикладного искусства оказался выше в КК.
Если в контрольном классе этот уровень показало 38,5% школьников, то в экспериментальном классе низкий уровень составил 35,7%.
На констатирующем этапе, кроме того, нами был изучен первоначальный уровень и познаний пятиклассников в области татарской национальной культуры и искусства.
Этому были посвящены 3, 4, 5, 6 и 8 вопросы анкеты.
Итак, вопрос № 3 касался быта татарского и русского народов; от учащихся требовалось написать названия нескольких известных им предметов быта указанных народов.
Как показало наше изучение, ребята сравнительно хорошо знакомы как с интерьером русского дома, так и с внутренним убранством татарского сельского жилища; если отбросить названную учащимися современную бытовую технику и мебель
(телевизор, холодильник, стенка, диван, кресла и т.д.), то в качестве предметов быта татарского народа чаще всего назывались самовар, печь, сундук, занавески.
К интерьеру русского
155

[стр.,156]

жилища школьники причислили иконы, ларцы, печь, самовар, подносы; один мальчик (Семенов Т.
КК-5«в») назвал даже «бочку с огурцами в сенях».
Вопрос № 4 анкеты был посвящен национальному костюму различных народов; школьники должны были правильно определить национальную принадлежность трех предложенных им элементов костюмов.
Результаты были получены следующие: 53,8% учащихся (14 человек) из КК и 53,6% школьников (15 человек) из ЭК правильно определили два или три элемента костюма, остальные
пятиклассники (10 человек в КК и 13 человек в ЭК) один либо вовсе не справились с заданием.
Это говорит о том, что лишь чуть больше половины опрошенных учащихся достаточно хорошо знакомы с татарским национальным костюмом, традиционными ювелирными украшениями татарского народа.

Следующий вопрос (№5) касался особенностей национальной архитектуры учащиеся должны были назвать отличительные признаки архитектурного построения мечети и церкви.
Данный вопрос вызвал затруднение у учащихся: лишь 6 человек в ЭК (21,4%) и 5 человек в КК (19,2%) смогли назвать по одному отличию (например, «у церкви купола, у мечети минареты»).
Остальные пятиклассники либо неправильно ответили на этот вопрос, либо оставили его без ответа.
Таким образом, как показало наше изучение, знание
учащихся особенностей национальной архитектуры оставляет желать лучшего.
Не лучшим образом школьники ответили и на шестой вопрос анкеты, который был посвящен оригинальному, можно сказать, уникальному, жанру татарского
декоративно-прикладного искусства шамаилю.
Было выяснено, что практически учащиеся не только не знают, для чего предназначено данное произведение, но даже никогда и не слышали о нем.
Лишь 2 человека в КК (7,7%) смогли более или менее объяснить, что «это хорошие слова, написанные по-арабски», одна девочка в ЭК
(Султанова Г.) написала, что это «настенная картинка или панно».
Остальные школьники оставили данный вопрос без ответа.
156

[Back]