130 три элемента костюма, украшенные татарским орнаментом (либо не совсем татарским), работа выполнена более-менее аккуратно; «3» нарисован один элемент костюма, как правило, условно украшенный либо вовсе не украшенный орнаментом, либо работа учеником не выполнена. Результаты приведены в табл. 6. Таблица 6 Уровень художественно-эстетической деятельности учащихся средних классов в начале эксперимента Класс Кол-во уч-ся У р о в е н ь высокий средний низкий кол-во % кол-во % кол-во % ЭК-5 28 8 28,6 10 35,7 10 35,7 КК-5 26 7 26,9 11 42,3 8 30,8 Итак, результаты первоначального среза в ЭК и КК были получены. В итоге оказалось, что в начале эксперимента исходные данные в экспериментальных и контрольных классах (в первых и третьих) приблизительно одинаковы, с разницей на одного двух учащихся в ту или иную сторону. Следующим этапом опытно-экспериментальной работы было проведение формирующего эксперимента по художественноэстетическому воспитанию учащихся средствами татарского изобразительного искусства в экспериментальных классах. Семиклассники изучают местные традиции в изобразительном искусстве, т.е. лишь на седьмом году обучения несколько часов по данной программе отводится изучению народного, в основном русского, искусства. |
экспериментальном классе высокий уровень знаний показали 6 человек, средний 13 и низкий 9 учащихся. Таким образом, исходные данные контрольного и экспериментального классов мало отличаются друг от друга. Наконец, последний вопрос анкеты (№9) был посвящен художественноэстетической деятельности пятиклассников учащимся предлагалось нарисовать и украсить орнаментом известные им элементы татарского национального костюма. В основном, учащиеся рисовали тюбетейки, некоторые (чаще всего, девочки) женское платье с рюшами, жилет, сапожки. Элементы костюма были украшены различным орнаментом, однако, мотивы традиционного татарского цветочно-растительного орнамента использовали лишь немногие школьники. При оценке данного задания мы придерживались следующих критериев: «5» нарисовано три-четыре элемента костюма, украшенные, в основном, традиционным татарским орнаментом, рисунок выполнен крупно, грамотно. Аккуратно; «4» нарисовано два-три элемента костюма, украшенные татарским орнаментом (либо не совсем татарским), работа выполнена болееменее аккуратно; «3» нарисован один элемент костюма, как правило, условно украшенный либо вовсе не украшенный орнаментом; либо работа учеником не выполнена. Результаты приведены в таблице 6. Таблица 6. Уровень художественно-эстетической деятельности учащихся средних классов в начале эксперимента Классы Кол-во «5» «4» «3» уч-ся кол-во % кол-во % кол-во о/о ЭК-5 28 8 28,6 10 35,7 10 35,7 КК-5 26 7 26,9 11 42,3 8 30,8 Итак, результаты первоначального среза в ЭК и КК были получены. В итоге оказалось, что в начале эксперимента исходные данные в экспериментальных и контрольных классах (в первых и пятых) приблизительно одинаковы, с разницей на одного-двух учащихся в ту или иную сторону. Следующим этапом опытно-экспериментальной работы было проведение формирующего эксперимента по художественно-эстетическому воспитанию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства в экспериментальных классах: ЭК-1«а» (шк.№8), ЭК1«г» и ЭК-5«а» (шк.№5). В ЭК-1«а» и ЭК-1«г» учащиеся в течении трех лет по разработанной программе в третьей четверти каждого года изучали татарское декоративноприкладное искусство и изготовляли различные декоративные изделия с применением национальных традиций искусства татарского народа. В контрольных же классах (КК-1«д» и КК-1«в») школьники учились по существующей программе, утвержденной Министерством просвещения России, по которой на первом году обучения частично познакомились с русским народным творчеством на примере дымковской игрушки, гжельской керамики, русской народной вышивки и хохломской росписи; во втором классе продолжают знакомиться (наряду с изобразительным искусством) с произведениями русского народного искусства (на примере опять же народной вышивки и гжельской керамики, городецкой и полхов-майданской росписи); на третьем году обучения знакомятся в русской матрешкой и кружевом, жостовскими подносами наряду с выполнением заданий по изобразительной деятельности. Параллельно в ЭК-5«а» учащиеся также начинают учиться по разработанной программе во второй четверти каждого года (в течении трех лет) изучают следующие жанры татарского декоративно-прикладного искусства: «искусство каллиграфии и шамаиль» 5 класс, «искусство резьбы по дереву» 6 класс, «татарское сельское жилище и особенности национальной архитектуры» 7 класс. В КК-5«в» школьники продолжают учиться по утвержденной Министерством просвещения России программе, по которой в 5ом классе знакомятся с народной керамикой Скопина и сюжетно-декоративной росписью прялки; 6-ой год обучения посвящен «систематизации знаний 159 учащихся о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшему развитию декоративного творчества детей» (Изобразительное искусство. 1-9 кл, /В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение,1994); 7-миклассники изучают местные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (т.е. лишь на седьмом году обучения несколько часов по данной программе отводится изучению народного (в основном, русского) декоративно-прикладного искусства). Теперь более подробно о Формах и методах художественноэстетического воспитания учащихся средствами татарского декоративноприкладного искусства. Эффективность использования средств татарского декоративноприкладного искусства в процессе художественно-эстетического воспитания учащихся зависит, помимо содержательной разработки учебного материала, и от творческого подхода к определению методов и приемов учебной работы, так как своеобразие используемого на уроке учебного материала (разнообразные жанры татарского декоративно-прикладного искусства) требует особого подхода к структуре урока и продуманности в его построении. В организации нашей опытно-экспериментальной работы применялись разнообразные методы и приемы. (Следует напомнить, что методы обучения это «способы обучающей работы учителя и организации учебнопознавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». Прием обучения это «составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Отдельные приемы могут входить в состав различных методов» (361, с.45)). При разработке технологии обучения, адекватной поставленным в опытно-экспериментальном исследовании задачам, мы руководствовались следующими принципами: ведущим критерием предпочтительности при выявлении наиболее эффективных методов должны выступать их развивающие возможности; 160 |