131 Теперь более подробно о формах и методах художественноэстетического воспитания учащихся средствами татарского изобразительного искусства. Эффективность использования средств татарского искусства в процессе художественно-эстетического воспитания учащихся зависит, помимо содержательной разработки учебного материала, и от творческого подхода к определению методов и приемов учебной работы, так как своеобразие используемого на уроке учебного материала (разнообразные жанры татарского изобразительного искусства) требует особого подхода к структуре урока и продуманности в его построении. В организации нашей опытно-экспериментальной работы применялись разнообразные методы и приемы. (Следует напомнить, что методы обучения это «способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом»). Прием обучения это «составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Отдельные приемы могут входить в состав различных методов» [361, с.45]. При разработке технологии обучения, адекватной поставленным в опытно-экспериментальном исследовании задачам, мы руководствовались следующими принципами: ведущим критерием предпочтительности при выявлении наиболее эффективных методов должны выступать их развивающие возможности; проведение уроков «погружение» в среду художественноэстетических ценностей татарского народа; |
учащихся о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшему развитию декоративного творчества детей» (Изобразительное искусство. 1-9 кл, /В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова. М.: Просвещение,1994); 7-миклассники изучают местные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (т.е. лишь на седьмом году обучения несколько часов по данной программе отводится изучению народного (в основном, русского) декоративно-прикладного искусства). Теперь более подробно о Формах и методах художественноэстетического воспитания учащихся средствами татарского декоративноприкладного искусства. Эффективность использования средств татарского декоративноприкладного искусства в процессе художественно-эстетического воспитания учащихся зависит, помимо содержательной разработки учебного материала, и от творческого подхода к определению методов и приемов учебной работы, так как своеобразие используемого на уроке учебного материала (разнообразные жанры татарского декоративно-прикладного искусства) требует особого подхода к структуре урока и продуманности в его построении. В организации нашей опытно-экспериментальной работы применялись разнообразные методы и приемы. (Следует напомнить, что методы обучения это «способы обучающей работы учителя и организации учебнопознавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». Прием обучения это «составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Отдельные приемы могут входить в состав различных методов» (361, с.45)). При разработке технологии обучения, адекватной поставленным в опытно-экспериментальном исследовании задачам, мы руководствовались следующими принципами: ведущим критерием предпочтительности при выявлении наиболее эффективных методов должны выступать их развивающие возможности; 160 |