Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 133]

133 процессе занятия татарских мелодий и песен, стихотворений, посвященных различным жанрам татарского искусства, аудиовидеопрограммы, мультимедиа.
4.
Методы организации творческой художественно-эстетической деятельности
(сюда можно отнести творческую работу учащихся на протяжении всего периода обучения
изготовлению изделий с использованием традиций татарского изоискусства).
5.
Методы приобщения школьников к исполнительской деятельности (организация выставок детских работ, конкурсов на лучшее выполнение эскиза к коллективной работе, метод дидактической игры и т.д.).
Теперь подробнее об этих методах.
Методика применения методов первой группы (традиционные методы) достаточно разработана, ибо они занимали и занимают свое определенное место в процессе художественно-эстетического воспитания школьников.
В нашем случае к ним можно отнести такие методы, как беседа и рассказ, которые знакомят учащихся с историей развития различных жанров татарского
искусства, с традиционными способами изготовления произведений самобытного искусства татарского народа и т.д.
Поэтому на каждом уроке присутствует беседа, которая позволяет эмоционально подготовить школьников к последующей практической художественно-эстетической деятельности.
Как правило, беседа и рассказ об искусстве вообще (и татарском, в том числе) сопровождаются показом произведений
на мультимедиа (лучше всего, если это оригиналы) либо их репродукций в этом случае применяется другой традиционный метод наглядный, т.е.
метод иллюстрации или демонстрации в
музыкальном сопровождении.
[стр. 163]

песен, стихотворений, посвященных различным жанрам татарского декоративно-прикладного искусства и т.д.).
4).
Методы организации творческой художественно-эстетической деятельности (сюда можно отнести творческую работу учащихся на протяжении всего периода обучения
по изготовлению декоративных изделий с использованием традиций татарского декоративно-прикладного искусства).
5).
Методы приобщения школьников к исполнительской деятельности (организация выставок детских работ, конкурсов на лучшее выполнение эскиза к коллективной работе, метод дидактической игры и т.д.).
Теперь подробнее об этих методах.
Методика применения методов первой группы (традиционные методы) достаточно разработана, ибо они занимали и занимают свое определенное место в процессе художественно-эстетического воспитания школьников.
В нашем случае к ним можно отнести такие методы, как беседа и рассказ, которые знакомят учащихся с историей развития различных жанров татарского
декоративно-прикладного искусства, с традиционными способами изготовления произведений самобытного искусства татарского народа и т.д.
Поэтому на каждом уроке присутствует беседа, которая позволяет эмоционально подготовить школьников к последующей практической художественно-эстетической деятельности.
Как правило, беседа и рассказ об искусстве вообще (и татарском, в том числе) сопровождаются показом произведений
(лучше всего, если это оригиналы) либо их репродукций в этом случае применяется другой традиционный метод наглядный, т.е.
метод иллюстрации или демонстрации.
Вторую
группу методов составляют методы проблемно-творческого характера, которые являются наиболее эффективными методами организации разнообразной художественно-творческой деятельности, направленной на воспитание, прежде всего, образного мышления и творческих способностей ребенка.
Поэтому при подборе и определении методов обучения, нами были учтены и основные идеи проблемного обучения, в котором наиболее полно 163

[стр.,165]

усвоению материала и развитию уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся.
К следующей группе методов обучения относятся методы организации творческой художественно-эстетической деятельности учащихся.
Примерами выполнения творческих заданий могут служить почти все изготовленные школьниками декоративные изделия с использованием традиций татарского декоративно-прикладного искусства.
Выполнение любого ученического произведения предваряло серьезное изучение учащимися традиционных способов и приемов, применяемых татарскими мастерами при изготовлении предметов быта, декоративных изделий и т.д., знакомство с уникальными техниками обработки материала; все это повлияло на уровень выполнения работ и формировало устойчивой интерес к татарскому декоративноприкладному искусству.
К пятой группе методов обучения относятся методы приобщения учащихся к исполнительской деятельности.
Такими методами являются проведение конкурсов на лучшее выполнение эскиза к коллективной работе (обсуждение эскизов проходило с большим интересом, лучший эскиз коллективно отбирался для его изготовления в материале).
Как правило, такое обсуждение оказывает воспитывающее влияние на учащихся и стимулирует их художественно-эстетическое творчество.
Кроме того, к данной группе методов можно отнести и организацию выставок детских работ.
В этом случае, дети включаются в исполнительскую деятельность не ради оценки, а для практического применения своих художественно-творческих способностей.
Необходимо отметить, что особое место среди методов данной группы принадлежит методу дидактической игры.
Таким образом, методам, использованным в нашей опытноэкспериментальной работе, присущи определенные особенности, в том числе: эмоциональность и личное отношение преподавателя к декоративноприкладному искусству татарского народа; 165

[Back]