Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 134]

134 Вторую группу методов составляют методы проблемнотворческого характера, которые являются наиболее эффективными методами организации разнообразной художественно-творческой деятельности, направленной на воспитание, прежде всего, образного мышления и творческих способностей ребенка.
Поэтому при подборе и определении методов обучения нами были учтены и основные идеи проблемного обучения, в
которых наиболее полно заложены такие возможности.
Особое внимание было уделено созданию проблемных ситуаций и проблемно-творческим заданиям, при составлении которых применялся метод сравнения.
Например, учащиеся получали такие задания: сопоставить и сравнить различные жанры татарского
изоискусства (вышивка и золотое шитье, вышивка и ювелирное искусство, резьба по дереву и узорное ткачество и т.д.); выявить общие и своеобразные признаки самобытного творчества различных народов (татарского, чувашского, башкирского и др.).
Для развития творческих способностей учащихся в формирующем эксперименте нами были использованы и методы стимулирования творческой активности школьников
представление возможности активно задавать вопросы; обеспечение возможностей для систематических упражнений и практики; активизация фантазии учащихся путем создания проблемных ситуаций.
Методы создания специальных эстетических ситуаций «погружение» в среду художественно-эстетических ценностей татарского народа занимают среди методов обучения особое место.
Наиболее ярко этот метод проявляется на уроках интегративного характера, когда процесс «погружения» осуществляется путем обогащения атмосферы урока звучанием народной мелодии, песен; исполнением фрагментов литературных произведений, подобранных по
[стр. 163]

песен, стихотворений, посвященных различным жанрам татарского декоративно-прикладного искусства и т.д.).
4).
Методы организации творческой художественно-эстетической деятельности (сюда можно отнести творческую работу учащихся на протяжении всего периода обучения по изготовлению декоративных изделий с использованием традиций татарского декоративно-прикладного искусства).
5).
Методы приобщения школьников к исполнительской деятельности (организация выставок детских работ, конкурсов на лучшее выполнение эскиза к коллективной работе, метод дидактической игры и т.д.).
Теперь подробнее об этих методах.
Методика применения методов первой группы (традиционные методы) достаточно разработана, ибо они занимали и занимают свое определенное место в процессе художественно-эстетического воспитания школьников.
В нашем случае к ним можно отнести такие методы, как беседа и рассказ, которые знакомят учащихся с историей развития различных жанров татарского декоративно-прикладного искусства, с традиционными способами изготовления произведений самобытного искусства татарского народа и т.д.
Поэтому на каждом уроке присутствует беседа, которая позволяет эмоционально подготовить школьников к последующей практической художественно-эстетической деятельности.
Как правило, беседа и рассказ об искусстве вообще (и татарском, в том числе) сопровождаются показом произведений (лучше всего, если это оригиналы) либо их репродукций в этом случае применяется другой традиционный метод наглядный, т.е.
метод иллюстрации или демонстрации.
Вторую группу методов составляют методы проблемно-творческого характера, которые являются наиболее эффективными методами организации разнообразной художественно-творческой деятельности, направленной на воспитание, прежде всего, образного мышления и творческих способностей ребенка.
Поэтому при подборе и определении методов обучения, нами были учтены и основные идеи проблемного обучения, в
котором наиболее полно 163

[стр.,164]

заложены такие возможности.
Особое внимание было уделено созданию проблемных ситуаций и проблемно-творческим заданиям, при составлении которых применялся метод сравнения.
Например, учащиеся получали такие задания: сопоставить и сравнить различные жанры татарского
декоративноприкладного искусства (вышивка и золотое шитье, вышивка и ювелирное искусство, резьба по дереву и узорное ткачество и т.д.); выявить общие и своеобразные признаки самобытного творчества различных народов (татарского, чувашского, башкирского и т.д.) и т.п.
Для развития творческих способностей учащихся в формирующем эксперименте нами были использованы и методы стимулирования творческой активности школьников
предоставление возможности активно задавать вопросы; обеспечение возможностей для систематических упражнений и практики; активизация фантазии учащихся путем создания проблемных ситуаций.
Методы создания специальных эстетических ситуаций «погружение» в среду художественно-эстетических ценностей татарского народа занимают среди методов обучения особое место.
Наиболее ярко этот метода проявляется на уроках интегративного характера, когда процесс «погружения» осуществляется путем обогащения атмосферы урока звучанием народной мелодии, песен; исполнением фрагментов литературных произведений, подобранных по
теме урока; наличием фольклорных предметов, воссоздающих образ народа и т.д.
К примеру, на седьмом году обучения занятие «Татарский сельский дом интерьер» предусматривается проводить в классе, оформленном традиционными атрибутами татарского сельского жилища вышитыми полотенцами, подзорами, салфетками, скатертями; кроме предметов мягкой утвари, в классе находятся и элементы национального костюма (ичиги, калфак, тубетейка, ювелирные украшения), и образцы деревянной, глиняной и металлической посуды.
Такое оформление класса, звучание татарских народных мелодий эмоционально обогащает урок, способствует глубокому 164

[Back]