Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 135]

135 теме урока; наличием фольклорных предметов, воссоздающих образ народа и т.д.
К примеру, на седьмом году обучения занятие «Татарский сельский дом интерьер» предусматривается проводить в классе, оформленном традиционными атрибутами татарского сельского жилища вышитыми полотенцами,
салфетками, скатертями; кроме предметов мягкой утвари, в классе находятся и элементы национального костюма (ичиги, калфак, тюбетейка, ювелирные украшения), и образцы деревянной, глиняной и металлической посуды.
Такое оформление класса, звучание татарских народных мелодий эмоционально обогащает урок, способствует глубокому
усвоению материала и развитию уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся.
К следующей группе методов обучения относятся методы организации творческой художественно-эстетической деятельности учащихся.
Примерами выполнения творческих заданий могут служить почти все изготовленные школьниками декоративные изделия с использованием традиций татарского
изоискусства.
Выполнение любого ученического произведения предваряло серьезное изучение учащимися традиционных способов и приемов, применяемых татарскими мастерами при изготовлении предметов быта, декоративных изделий и т.д., знакомство с уникальными техниками обработки материала; все это повлияло на уровень выполнения работ и формировало
устойчивый интерес к татарскому искусству и самим творческим личностям.
К пятой группе методов обучения относятся методы приобщения учащихся к
исполнительной деятельности.
Такими методами являются проведение конкурсов на лучшее выполнение эскиза к коллективной работе (обсуждение эскизов проходило с большим интересом, лучший эскиз коллективно отбирался для его изготовления в материале).
Как
[стр. 163]

песен, стихотворений, посвященных различным жанрам татарского декоративно-прикладного искусства и т.д.).
4).
Методы организации творческой художественно-эстетической деятельности
(сюда можно отнести творческую работу учащихся на протяжении всего периода обучения по изготовлению декоративных изделий с использованием традиций татарского декоративно-прикладного искусства).
5).
Методы приобщения школьников к исполнительской деятельности (организация выставок детских работ, конкурсов на лучшее выполнение эскиза к коллективной работе, метод дидактической игры и т.д.).
Теперь подробнее об этих методах.
Методика применения методов первой группы (традиционные методы) достаточно разработана, ибо они занимали и занимают свое определенное место в процессе художественно-эстетического воспитания школьников.
В нашем случае к ним можно отнести такие методы, как беседа и рассказ, которые знакомят учащихся с историей развития различных жанров татарского декоративно-прикладного искусства, с традиционными способами изготовления произведений самобытного искусства татарского народа и т.д.
Поэтому на каждом уроке присутствует беседа, которая позволяет эмоционально подготовить школьников к последующей практической художественно-эстетической деятельности.
Как правило, беседа и рассказ об искусстве вообще (и татарском, в том числе) сопровождаются показом произведений (лучше всего, если это оригиналы) либо их репродукций в этом случае применяется другой традиционный метод наглядный, т.е.
метод иллюстрации или демонстрации.
Вторую группу методов составляют методы проблемно-творческого характера, которые являются наиболее эффективными методами организации разнообразной художественно-творческой деятельности, направленной на воспитание, прежде всего, образного мышления и творческих способностей ребенка.
Поэтому при подборе и определении методов обучения, нами были учтены и основные идеи проблемного обучения, в котором наиболее полно 163

[стр.,164]

заложены такие возможности.
Особое внимание было уделено созданию проблемных ситуаций и проблемно-творческим заданиям, при составлении которых применялся метод сравнения.
Например, учащиеся получали такие задания: сопоставить и сравнить различные жанры татарского декоративноприкладного искусства (вышивка и золотое шитье, вышивка и ювелирное искусство, резьба по дереву и узорное ткачество и т.д.); выявить общие и своеобразные признаки самобытного творчества различных народов (татарского, чувашского, башкирского и т.д.) и т.п.
Для развития творческих способностей учащихся в формирующем эксперименте нами были использованы и методы стимулирования творческой активности школьников предоставление возможности активно задавать вопросы; обеспечение возможностей для систематических упражнений и практики; активизация фантазии учащихся путем создания проблемных ситуаций.
Методы создания специальных эстетических ситуаций «погружение» в среду художественно-эстетических ценностей татарского народа занимают среди методов обучения особое место.
Наиболее ярко этот метода проявляется на уроках интегративного характера, когда процесс «погружения» осуществляется путем обогащения атмосферы урока звучанием народной мелодии, песен; исполнением фрагментов литературных произведений, подобранных по теме урока; наличием фольклорных предметов, воссоздающих образ народа и т.д.
К примеру, на седьмом году обучения занятие «Татарский сельский дом интерьер» предусматривается проводить в классе, оформленном традиционными атрибутами татарского сельского жилища вышитыми полотенцами,
подзорами, салфетками, скатертями; кроме предметов мягкой утвари, в классе находятся и элементы национального костюма (ичиги, калфак, тубетейка, ювелирные украшения), и образцы деревянной, глиняной и металлической посуды.
Такое оформление класса, звучание татарских народных мелодий эмоционально обогащает урок, способствует глубокому
164

[стр.,165]

усвоению материала и развитию уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся.
К следующей группе методов обучения относятся методы организации творческой художественно-эстетической деятельности учащихся.
Примерами выполнения творческих заданий могут служить почти все изготовленные школьниками декоративные изделия с использованием традиций татарского
декоративно-прикладного искусства.
Выполнение любого ученического произведения предваряло серьезное изучение учащимися традиционных способов и приемов, применяемых татарскими мастерами при изготовлении предметов быта, декоративных изделий и т.д., знакомство с уникальными техниками обработки материала; все это повлияло на уровень выполнения работ и формировало
устойчивой интерес к татарскому декоративноприкладному искусству.
К пятой группе методов обучения относятся методы приобщения учащихся к
исполнительской деятельности.
Такими методами являются проведение конкурсов на лучшее выполнение эскиза к коллективной работе (обсуждение эскизов проходило с большим интересом, лучший эскиз коллективно отбирался для его изготовления в материале).
Как
правило, такое обсуждение оказывает воспитывающее влияние на учащихся и стимулирует их художественно-эстетическое творчество.
Кроме того, к данной группе методов можно отнести и организацию выставок детских работ.
В этом случае, дети включаются в исполнительскую деятельность не ради оценки, а для практического применения своих художественно-творческих способностей.
Необходимо отметить, что особое место среди методов данной группы принадлежит методу дидактической игры.
Таким образом, методам, использованным в нашей опытноэкспериментальной работе, присущи определенные особенности, в том числе: эмоциональность и личное отношение преподавателя к декоративноприкладному искусству татарского народа; 165

[Back]