137 элементов оформления интерьера школы, декорации школьного кукольного театра). Использованные нами методы обучения могут быть охарактеризованы и с точки зрения поэтапности развития художественно-эстетической воспитанности школьников. Так, на подготовительном этапе учащиеся знакомятся с отдельными видами татарского изоискусства и историей их развития. На развивающем этапе школьники осваивают различные способы художественной обработки материалов, применяемые в искусстве татарского народа, читают стихи, пословицы, слушают песни, посвященные произведениям татарского изоискусства. Таким образом, проводившиеся в опытно-экспериментальной работе уроки отличались своей спецификой. В приложениях диссертации даны методические разработки отдельных уроков, наиболее глубоко отражающие концепцию нашего исследования. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы в ЭК показатели уровня художественно-эстетической воспитанности изменились. Это показало повторное анкетирование на третьем году обучения, которое проводилось параллельно теперь уже в третьих и седьмых классах, т.е. теперь уже ЭК-3 «а», ЭК-3 «г», КК-3 «д», КК-3 «в». (Этому был посвящен третий, заключительный этап нашего опытно-экспериментального исследования). Результаты анкетирования, проведенного в конце формирующего эксперимента, отражены в табл. 7. |
интегративность (связь уроков изобразительного искусства, декоративного труда, музыки, родного языка, истории родного края и т.д.); синтез различных видов татарского народного творчества на уроке; материальная наглядность (ибо воздействие «живой» вещи на ученика сильнее, чем ее фотографии или репродукции); использование реальных материалов, из которых учащиеся изготавливают декоративные изделия; комбинирование различных материалов и приемов их художественной обработки в одном изделии при изготовлении декоративных изделий с использованием традиций татарского декоративно-прикладного искусства; изготовление учащимися общественно полезных произведений художественно-эстетической деятельности (сувениров, подарков, элементов оформления интерьера школы, декорации школьного кукольного театра). Использованные нами в работе с учащимися методы обучения могут быть охарактеризованы и с точки зрения поэтапности развития художественноэстетической воспитанности школьников. Так, на подготовительном этапе учащиеся знакомятся с отдельными видами татарского декоративно-прикладного искусства и историей их развития. На развивающем этапе школьники осваивают различные способы художественной обработки материалов, применяемые в декоративно-прикладном искусстве татарского народа, читают стихи, пословицы, слушают песни, посвященные произведениям татарского декоративно-прикладного искусства. Так например, на уроках использовались фрагменты стихотворения Нурзии Сергеевой «Эбиемнен сандыгы» («Бабушкин сундук»), звучали татарские народные мелодии и песни в исполнении татарских певцов («Башмагым» и т.д.). Основной этап включал в себя изготовление декоративных изделий с применением традиций татарского декоративно-прикладного искусства, выполнение коллективной работы по оформлению классной комнаты и т.д. Таким образом, проводившиеся в опытно-экспериментальной работе уроки отличались своей спецификой. В приложениях диссертации даны 166 методические разработки отдельных уроков, наиболее глубоко отражающие концепцию нашего исследования (см. приложение № 17). В результате проведенной опытно-экспериментальной работы в ЭК показатели уровня художественно-эстетической воспитанности изменились. Это показало повторное анкетирование на третьем году обучения, которое проводилось параллельно теперь уже в третьих и седьмых классах (т.е. теперь это уже ЭК-3«а», ЭК-3«г», КК-3«д», КК-3«в», ЭК-7«а», ЭК-7«в»), (Этому был посвящен третий, заключительный этап нашего опытно-экспериментального исследования). Результаты анкетирования, проведенного в конце формирующего эксперимента, отражены в следующих таблицах: №№7-9;13-15. Таблица 7. Уровень эстетических знаний младших школьников в области изобразительного и декоративного искусств в конце эксперимента Класс К-во Спектр Жанры изо.искусства Виды ДЛИ уч-ся «5» «3» «5» «4» «3» «5» «4» «3» ' к % к % к % к % к % к % К % К % эк-з 50 23 46 27 54 29 58 20 40 1 1 22 44 26 52 2 4 кк-з 52 14 26,9 38 73,1 26 50 23 44,2 3 5,8 20 38,5 27 51,9 5 9.6 ' 1 Как видно из таблицы и как показал контрольный срез, в КК заметных сдвигов в развитии уровня художественно-эстетической образованности не произошло. Если в начале эксперимента из 52 человек 11 человек смогли правильно назвать спектральное расположение цветов, то в конце их стало 14; все предложенные жанры изобразительного искусства первоначально правильно назвали 26 человек из 52, в конце эксперимента их число не изменилось; в начале эксперимента предложенные виды декоративноприкладного искусства правильно назвали 18 школьников, в конце эксперимента их стало 20 человек. В то же время анализ анкетных данных учащихся ЭК позволяет сделать вывод о том, что у них наблюдается тенденция к существенному улучшению 167 |