Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 149]

149 Таблица 16 Динамика уровня художественно-эстетического воспитанности личности отдельных учеников национальных классов Фамилия, имя учащегося Класс Уровень начало конец Гильмеева Айгуль КК«д» средний средний Яковлев Миша КК«в» средний средний Миронова Катя ЭК«а» низкий средний Зайцев Тимур ЭК«г» средний высокий Таким же образом проводилось и монографическое изучение динамики развития уровня художественно-эстетической воспитанности отдельных учащихся средних классов в ЭК и КК.
Высокому уровню соответствовали правильные (на «5» или «4») 9,
8 либо 7 ответов; среднему 6, 5 либо 4 ответа; низкому 3, 2 либо 1 ответ.
Результаты начального и повторного анкетирования отдельных учеников ЭК и КК приведены в
табл.
17.
Таблица 17 Индивидуальная карта учащихся средних классов Фамилия, имя учащегося Класс ьзаданий 2 5 6 7 8 9 н к н к н к н к н к н к н к н к н к Орлова Регина ККв» 4 + + + + + + + 4 * + + Киселев Стас ККв» 44+ 4 * + + + + Садриев Ильнар ЭК«а» + + + + + + + + Ахметова Элиза ЭК«а» 4 -1 + + 4+ + + + + + Контрольный срез, проведенный в конце формирующего эксперимента, показал, что уровень художественно-эстетической образованности, уровень познаний в области татарской культуры и
[стр. 178]

Для примера подробнее рассмотрим результаты анкетирования Гариповой Айгуль (КК-«д»), Как видно из таблицы, в начале эксперимента она показала средний уровень художественно-эстетической воспитанности (4 плюса и 3 минуса), который был определен по результатам нескольких заданий (см.
анк.в прил.№24), с частью которых Гарипова А.
справилась на «4» и «5» (вопросы, касающиеся знания спектрального расположения цветов, жанров изобразительного искусства, видов декоративно-прикладного искусства), кроме того, она неплохо справилась с практическим заданием (вопрос №7 анкеты), хотя выполнила его без применения элементов татарского орнамента.
При повторном анкетировании результаты Гариповой А.
практически не изменились: те же задания были выполнены ею на «4» и «5», с остальными вопросами (которые в основном касались знаний в области национальной культуры и искусства татарского народа) она справилась либо на «3», либо вообще оставила их без ответа, правда теперь она смогла отличить русский орнамент от татарского (вопрос №4 анкеты).
Таким образом, уровень художественно-эстетической воспитанности Гариповой А.
остался практически без изменений (5 плюсов и 2 минуса).
Результаты начального и повторного анкетирования
учащихся в ЭК наглядно показывают изменения в положительную сторону компонентов художественно-эстетического развития.
В качестве примера рассмотрим анкетные данные ученика ЭК-«г» Латыпова Тимура.
В начале эксперимента он показал средний уровень художественно-эстетической воспитанности (3 плюса и 4 минуса): на 2 вопроса из 7 ответил правильно (вопросы касались жанров изобразительного искусства и быта русского и татарского народов), достаточно хорошо справился с практическим заданием (нарисовал отвлеченный геометрический орнамент).
Однако, вопросы, посвященные знанию национальной культуры и искусства татарского народа, Латыпов Т.
оставил, в основном, без ответа.
Контрольный срез, проведенный в конце формирующего эксперимента, показал, что уровень художественно-эстетической
воспитанности Латыпова Т.
заметно улучшился: он справился с 6 заданиями из 178

[стр.,179]

7, что соответствует высокому уровню (6 плюсов и 1 минус).
Теперь Латыпов Т.
правильно ответил на вопросы, которые касались изобразительного искусства, спектрального расположения цветов, отличил русский орнамент от татарского, достаточно полно ответил на вопрос №6 (посвященный знаниям в области национальной культуры и искусства татарского народа) «Я узнал, что татары делали кумганы, кувшины из металла и глины, изготовляли разные украшения, одежду.
Еще на мы на уроках ИЗО делали ичиги (это читек, это костюм татарского народа) и читали книгу о древних татарах и Волжской Булгарин, познакомились с кожаной мозаикой и орнаментом.
По музыке мы пели татарские песни, читали стихи».
Кроме того, при выполнении практического задания применил элементы татарского орнамента.
Исходя из полученных анкетных данных, возможно составление таблицы динамики уровня художественно-эстетической воспитанности отдельно взятой личности младшего школьника.
Таблица 20.
Динамика уровня художественно-эстетической воспитанности личности отдельных учеников начальных классов Фамилия, имя ! учащегося Класс Уровень начало конец 1 Гарипова Айгуль КК-«д» средний средний 1 Матвеев Миша КК-«в» средний средний !Федорова Катя ЭК-«а» низкий средний Латыпов Тимур ЭК-«г» _ средний \ высоким 1 Таким же образом проводилось и монографическое изучение динамики развития уровня художественно-эстетической воспитанности отдельных учащихся средних классов в ЭК и КК.
Высокому уровню соответствовали правильные (на «5» или «4») 9
либо 8 либо 7 ответов; среднему 6 либо 5 либо 4 ответа; низкому 3 либо 2 либо 1 ответ (см.анк.в прил.№25).
Результаты

[стр.,180]

начального и повторного анкетирования отдельных учеников ЭК и КК приведены в следующей таблице.
Таблица 21.
Индивидуальная карта учащегося средних классов Фамилия, имя учащегося Класс №№ заданий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 н к н к н К н к н К н к н К н К н к ; _ Ахмадиева Регина КК-«в» + + 4+ 4+ 4 * + + + + Березко Стас КК-«в» 4" 4+ + + 44+ Сайдашев Ильнар ЭК-«а» + + + 44м а 44+ 4Абрарова Элиза ЭК-«а» + ш * 44 * т 4 * + * 4444 * " 4Контрольный срез, проведенный в конце формирующего эксперимента, показал, что уровень художественно-эстетической образованности, уровень познаний в области татарской культуры и искусства, уровень художественноэстетической деятельности отдельно взятых учащихся в КК ненамного изменился за три года обучения, в то время как эти показатели художественноэстетической воспитанности учащихся ЭК заметно улучшились.
В качестве примера сравним показатели Березко Стаса (КК-«в») и Абраровой Элизы (ЭК-«а»), Первоначальный срез показал, что их уровень художественноэстетической воспитанности является одинаково низким: они оба из девяти предложенных заданий справились лишь с тремя.
Однако было выявлено, что уровень художественно-эстетической образованности Березко С.
в начале эксперимента был ниже, чем у Абраровой Э; в то же время уровень познаний Березко С; в области декоративного искусства был выше, чем у Абраровой Э.; уровень познаний в области народного творчества различных народов, (в том числе и татарского) у них у обоих был одинаково низким, как, впрочем, и уровень художественно-эстетической деятельности (ни та, ни другой практически не смогли нарисовать, кроме тюбетейки, больше ни одного элемента татарского национального костюма).

[Back]